Доволен покупатель, доволен продавец

В канун 65-й годовщины Великой Победы во Владивостоке состоялось торжественное открытие магазина «Ветеран». Создание в городе магазина, целиком и полностью предназначенного для обслуживания льготных категорий граждан, стало большим подарком ветеранам к празднику.

12 май 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2727 от 12 май 2010
370f035fc4f10c6e2068f980e555d8f6.jpg В канун 65-й годовщины Великой Победы во Владивостоке состоялось торжественное открытие магазина «Ветеран». Создание в городе магазина, целиком и полностью предназначенного для обслуживания льготных категорий граждан, стало большим подарком ветеранам к празднику. В церемонии открытия принял участие глава Владивостока Игорь Пушкарев, что подчеркнуло не только деятельную личную причастность мэра к решению проблем социально уязвимых слоев горожан, но и отнюдь не рядовой характер этого события. Возникновение магазина «Ветеран», расположившегося по адресу пр. Столетия Владивостоку, 44, ознаменовало новый этап становления в краевом центре системы социальной торговли: до этого для обслуживания пенсионеров и ветеранов в ряде магазинов существовали специализированные отделы, теперь же открыт отдельный большой магазин с торговым залом площадью 306 кв. метров.Характерно, что воспользоваться услугами магазина могут не только «льготники», но и все желающие. При этом любой покупатель сможет приобрести здесь товары по ценам на 10 процентов ниже общегородских. Такая скидка является минимальной для всех магазинов, участвующих в программе «Город для людей». Кроме того, для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к данной категории граждан, действует дополнительная скидка на весь ассортимент товаров – еще 15 процентов. А для пенсионеров дополнительная скидка составляет 8 процентов. Для удобства покупателей на ценнике указаны две цены. Одна – обычная, и другая – с учетом скидки для ветеранов.– Мы стараемся делать все от нас зависящее, чтобы наши ветераны и старшее поколение жили комфортно и достойно, – подчеркнул Игорь Пушкарев. – Многим ветеранам сделан капитальный и текущий ремонт в квартирах. Предусмотрены льготы на поездки в городском транспорте и междугороднем. И, конечно, важная часть работы – это открытие социальных магазинов, где ветераны могут купить товары со скидкой. Шаг за шагом История программы «Город для людей» коротка – немногим более года, – но насыщена событиями в силу ее динамичного развития. Рост направлений и числа участников программы обусловлен не только искренним желанием предпринимателей проявить свою социальную ответственность, но и экономической целесообразностью. В отсутствие каких-либо административных методов воздействия владельцы магазинов присоединяются к программе, поскольку она реально обеспечивает рост прибыли даже при сниженных ценах за счет существенного роста товарооборота. Все началось 17 февраля прошлого года, когда состоялись открытые слушания по разработке программы снижения цен на продукты питания. Тогда это было обусловлено проявлениями экономического кризиса в виде общего повышения цен на продукты питания, что ударило по социально уязвимым слоям населения. В обсуждении приняли участие представители администрации города, Думы Владивостока, предприниматели: местные производители, оптовые поставщики, руководители рынков и магазинов.Идея Игоря Пушкарева состояла в том, чтобы сделать доступными для населения основные товары из потребительской корзины за счет создания сети магазинов с социальными ценами и рынков социальной направленности. Глава Владивостока предложил в каждом районе открыть торговые точки, где все горожане с небольшим достатком смогут купить продукты на 10-12 процентов дешевле общегородских цен.Совместными усилиями участников рабочей группы, в которую вошли специалисты администрации Владивостока, депутаты городской думы и представители бизнеса был разработан пакет документов «Об организации социальной торговли во Владивостоке», в которых были прописаны основные положения работы социальных магазинов. С самого начала программа начала работать под популярным и узнаваемым ныне логотипом – эмблемой «Город для людей». Все магазины, работающие под такой вывеской, получали свидетельство об аккредитации социального магазина в управлении торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации Владивостока.Перечень продуктов по социальным ценам был разработан в соответствие с федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в него вошли сахар, яйца, масло, конфеты, печенье, колбаса, сосиски, хлебобулочные изделия. Снизить стоимость магазинных товаров предполагалось прежде всего, за счет договоренности с местными производителями, которые установят отпускную цену несколько ниже (предложенный Игорем Пушкаревым уровень – 10 процентов), а также за счет снижения торговых наценок оптовыми поставщиками и торговыми сетями – минимум пять процентов.А уже через месяц, 17 марта, в магазинах краевого центра в рамках программы администрации Владивостока «Город для людей» открылись первые 12 социальных отделов, где розничные цены на продукты питания по 16 позициям «социальной группы» были снижены на 10-15 процентов. Проинспектировав работу первых участников программы, глава Владивостока отметил: «Программа «Город для людей» носит долгосрочный характер. Приятно, что приморские производители и предприниматели идут нам навстречу. Уже сегодня во многих социальных магазинах обязательный перечень, куда входит шестнадцать социально значимых продуктов, по инициативе самих коммерсантов расширен до тридцати наименований и более».Далее процесс развивался по нарастающей: с каждым месяцем прибавлялись новые участники. Прошел год, и весной 2010 количество магазинов, работающих под эмблемой «Город для людей», увеличилось до 21. Это произошло за счет продовольственного магазина «Минимакс», расположенного в Первомайском районе (ул. Фастовская, 2). В новом магазине последовали примеру других участников программы и увеличили перечень «социальных» продуктов до 30 видов. Минимальные торговые наценки действуют на широкий ассортимент молочных, хлебобулочных изделий, круп и других продуктов. Как отметила директор магазина Галина Рожкова, с включением в программу здесь сразу заметили увеличение числа покупателей. Характерно, что горожане приходят за продуктами «социальной группы», но заодно приобретают сопутствующие товары.Обороты растутЗапущенный экономический механизм программы всего за год работы обеспечил не только количественный рост (число участников-предпринимателей), но качественные изменения, нашедшие выражение дальнейшей «социализацией» цен по сравнению с изначально предложенным уровнем. В целом ряде магазинов реальное снижение цен в социальных магазинах составило уже 30-35 процентов по сравнению со среднегородским уровнем. Ярким примером эффективности и взаимовыгодности программы «Город для людей» стал магазин «Барракуда», расположенный на Седанке (ул. Шишкина, 4). Эта торговая точка присоединилась к программе в числе первых двенадцати магазинов, открыв социальный отдел 17 марта прошлого года, поэтому пример будет наиболее показательным. За год с небольшим рост товарооборота позволил увеличить перечень товаров, продаваемых по сниженным ценам, с 16 до более чем 300 наименований! – Магазин стал настолько популярным, что люди едут к нам из всего пригорода Владивостока. Особенно велик наплыв покупателей по выходным дням, когда к нам приезжают закупать продукты на неделю. Такое раньше наблюдалось только на продовольственных рынках, – отметила директор «Барракуды» Елена Куливарова в беседе с корреспондентом «В». – Секрет нашей популярности не только в ценах, которые по целому ряду товаров на 30 процентов ниже, чем в среднем по городу. Дело в том, что поначалу у покупателей было некоторое недоверие. Люди думали, что «Город для людей» – это продажа по принципу «Вот тебе, Боже, что нам негоже». Однако все сразу убедились, что снижение цен не исключает высокого качества товара и только первой свежести продуктов. За это мы благодарим не только наших поставщиков, предлагающих свежайшую продукцию с 10 – процентной скидкой, но и главу города Игоря Пушкарева, которую придумал такую полезную для всех горожан программу. На самом деле, это общемировая практика торговли – получать прибыли за счет товарооборота, а не за счет роста цен, как это принято почему-то в нашей стране. Однако за счет программы «Город для людей» и ряда других инициатив городской администрации во Владивостоке осуществляется прорыв к цивилизованной торговле, работающей с учетом интересов как покупателя, так и продавца. В магазинах, участвующих в программе, все необходимые покупки могут осуществить не только представители социально уязвимых слоев населения, но и все те горожане, которым не по карману рестораны и супермаркеты. Справка «В»Сеть социальных магазинов, работающих под логотипом «Город для людей», начала свою работу 17 марта 2009 года. За счет договоренности главы Владивостока Игоря Пушкарева с местными товаропроизводителями, поставщиками и торговыми сетями, которые пошли на снижение торговых наценок, продукты первой необходимости стоят здесь минимум на 10 процентов дешевле, чем в среднем по городу. Администрацией города определен перечень из 16 наименований продуктов, цена на которые снижена – они обозначены желтыми ценниками.

Автор: Егор ТРУБНИКОВ, «Владивосток»