Заработки или разводка?
На днях в некоторых СМИ прошла информация о сложностях с выплатой заработной платы и условиями труда на объектах «стройки века» в Приморье. Корреспондент «В» решил разобраться, что на самом деле происходит в трудовой сфере подготовки к саммиту АТЭС.
На днях в некоторых СМИ прошла информация о сложностях с выплатой заработной платы и условиями труда на объектах «стройки века» в Приморье. Корреспондент «В» решил разобраться, что на самом деле происходит в трудовой сфере подготовки к саммиту АТЭС. Рынок труда в Приморье ухудшился в последнее время, особенно в связи с обрушением рынка японских автомобилей и снижением объемов заготовки леса. Тех, кто не имел стабильного заработка в последние годы, стала привлекать саммитовская стройка. На строительство объектов саммита АТЭС-2012 планируется выделить более 550 миллиардов рублей, из них более 200 миллиардов – из средств федерального бюджета. С начала строительства пошли слухи о том, что объекты не будут сданы вовремя и саммит перенесут в другой город и даже страну. Потом стали говорить, что стройка – «кидалово» для работяг. Пресса старается писать о проектах АТЭС очень осторожно, и вот в одной из местных газет появился разгромный материал о том, что сотрудники строительной компании провели митинг из-за претензий к работодателю. Написали об ОАО «Дальмостострой», она работает как генподрядчик на участке трассы аэропорт – Кневичи и других дорожных объектах, субподрядчик – на строительстве моста через бухту Золотой Рог. Мы решили разобраться в ситуации на «стройке века», получив сведения от людей, которые работали или трудятся сейчас на различных объектах саммита, а также добившись комментариев от руководства компании, оказавшейся в центре внимания. Долго собирать информацию не пришлось: в нашем багаже давно лежали сведения о знакомых, которые так или иначе пытались заработать во Владивостоке в последний год. Так, в одной из приморских деревень моему коллеге посетовали, что мужики вернулись со стройки несолоно хлебавши, хотя квалификация их как водителей и трактористов – на должном уровне. В последние годы эти люди работали на валке леса, а потом решили попытать счастья у моря. При этом никто не скрывал, что работяги по возвращению с вахты в лесу расслабляются уходом в запой. На работе этого сделать им не позволяют, но и там удается некоторым выходить на смену нетрезвыми. Некоторые работодатели даже поощряют это, несмотря на риски – опыт таких работников позволяет и под шафе трудиться на автопилоте, зато регулярное снабжение дешевой водкой позволяет начальнику быть для них хорошим и со спокойной совестью не выплачивать всю зарплату. Поэтому не факт, что на владивостокской стройке обиженные работяги работали без привычного «допинга». На некоторых объектах активно работают иностранцы: мексиканцы и жители Узбекистана. И если первые – на лучших позициях, то вторые, как и везде в России, выполняют самую черновую работу и получают за нее минимальную оплату. Меньшую, чем ту, на которую согласен человек с российской пропиской. В основном, им поручают самый низкоквалифицированный труд. Мы связались с родственником одной из моих коллег, который устроился на стройку АТЭС и вначале делился с ней опасениями в части оплаты. Он работает на острове Русском. После первой зарплаты у него возник вопрос о неполной оплате труда, но ему удалось добиться пересмотра отработанных часов и он продолжает работать на стройке. «Скажите честно – сколько получаете?», – именно этот вопрос интересовал нас, прежде всего, ведь руководители стройкомпаний заявляют, что зарплата превышает 30 тысяч рублей. «Нам платят исправно, и не скажу, что мало. За час работы бульдозеристу насчитывают 170 рублей, водителю – 130, вот и считай. За месяц я, в любом случае, получаю больше 35 тысяч. Водители почему-то меняются часто, а бульдозеристы держатся практически постоянным составом», – рассказал собеседник. Удалось встретиться и с рядовым сотрудником «Дальмостостроя». По его словам, его зарплата на том же уровне, что у его коллеги в «Крокусе». За питание начисляют отдельно. За ударную работу – а мост строят в очень сложных условиях, на высоте около 60 метров над зеркалом воды, в любую погоду – выдают приличную премию. «У меня алиментов нет, на работе не пью, поэтому ничего не вычитают, и все кровно заработанное привожу домой», – говорит работник. По телефону мы обратились к генеральному директору «Дальмостостроя» Станиславу Хацкевичу, чтобы узнать от первого лица позицию компании. Он подтвердил, что митинг сотрудников был, но «изложенное о нем не соответствовало действительности». «Очень похоже, что у ваших коллег было большое желание облить нас грязью. Мне даже оправдываться не в чем. В нашей компании работают только российские граждане, официально трудоустроенные. И если тот рабочий Коля, о котором написали в репортаже с митинга, кое-как отработал только шесть рабочих дней, остальное время водку пил дома – он и получил 6 тысяч на руки. Все остальные рабочие получают «белую» зарплату на уровне от 25 до 90 тысяч рублей – после вычета налогов, несмотря на убыточность этого объекта и постоянно сокращающегося финансирования со стороны генерального подрядчика. У нас все рабочие имеют социальные гарантии и медицинскую страховку. На защите интересов трудового класса имеется профсоюз. Поэтому люди не могут потерять в материальном плане из-за каких-либо нюансов, связанных с финансированием объектов саммита», – достаточно эмоционально рассказал гендиректор. На вопросы о мерах, принимаемых для сокращения внештатных ситуаций и системе контроля качества в производственном процессе, Станислав Хацкевич сообщил: «У нас жесткие требования к трудовой дисциплине, особенно это касается употребления алкоголя на рабочем месте. «Дальмостострою» 40 лет, и за это время он заработал безупречную репутацию. Для нас всегда приоритетом была защита интересов тех работников, чьими руками и создаются все эти уникальные красоты. Это не лозунги, а реальные приоритеты в нашей компании и неотъемлемая составляющая бизнес-процесса. Мы бережем коллектив – специалисты, тем более в нашем регионе, большой дефицит. А с теми, кто из-за своей расхлябанности может повредить производству и нашей репутации, приходится расставаться», – рассказал гендиректор.
Автор:
Мария КОСТЮШКИНА, специально для «В»