Эх путь-дорожка! Почти фронтовая

Во Владивосток с Камчатки приехала машина времен Великой Отечественной войны

16 апр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2713 от 16 апр. 2010
Вчера во Владивосток из Петропавловска-Камчатского прибыли участники автопробега, посвященного 65-летию Великой Победы. Возле подводной лодки «С-56» их встретили хлебом-солью и вручили две гильзы с приморской землей. Одну из них доставят в Брест, а вторую – в Москву.В памятной акции принимает участие «ЗИС-5-В» 1942 года выпуска – легендарный автомобиль военных лет. Он везет мемориальные снарядные гильзы с землей с мест боев на Курилах. Именно там прогремели последние выстрелы Второй мировой войны. Эта машина уже второй раз участвует в подобном пробеге. Первый состоялся в 2005 году. Нынешний автопробег закончится в Москве. Оттуда «ЗИС-5» поедет на Камчатку в контейнере.Во время Великой Отечественной войны этот «ЗИС» в составе Чкаловской дивизии воевал в Маньчжурии. Потом работал на Камчатке. Когда же автомобиль пришел в негодность, его утопили в реке Авача. В 1985 году группа ветеранов из 12 человек подняла и отремонтировала «трехтонку». А в 1994 году «ЗИС» передали на хранение пограничникам. Было много желающих купить автомобиль, но ветераны хотели, чтоб машину увидело молодое поколение, поэтому и организовали автопробег.Кстати, в нем участвуют два автомобиля – с «ветераном» едет еще машина сопровождения.– Самое сложное во время движения, – рассказывает водитель Андрей Маргиев, – не уснуть, так как машина движется со скоростью 40 км/ч. Интересная особенность: «ЗИС» лучше едет по бездорожью, чем по асфальту. Расход топлива – 36 литров на 100 километров. При этом «Захар», как его окрестили еще во время войны, очень надежен.Всего в акции принимают участие четыре человека: два водителя – военные корреспонденты Андрей Маргиев и Максим Фролов, механик Владимир Бирюков и оператор Виталий Мошнягун. Дед Виталия, погибший в 1943 году, служил на точно такой же машине.– Конечно же везде люди удивляются нашему «Захару». Во время прошлого пробега нам постоянно сигналили, – вспоминает Владимир Бирюков. – А на переезде возле Читы водитель экскаватора даже махал нам ковшом! Когда мы пытались на «ЗИСе» пройти техосмотр, над нами долго смеялись – у машины не работают передние тормоза. Также у нее согласно штатной комплектовке только одна левая фара, нам пришлось самим ставить вторую. Еще мы поставили послевоенный двигатель, хотя во время прошлого пробега ездили с «родным». Поломок в дороге не боимся – взяли с собой много запчастей.Из Владивостока автопробег отправился через всю страну в Москву. В крупных городах – Хабаровске, Чите, Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Перми и других будут сделаны остановки для проведения памятных мероприятий. Из столицы путь будет лежать в Брест – к тем местам, где прозвучали первые выстрелы войны. Всего придется преодолеть более 11 тысяч километров. А завершится автопробег 8 мая в Москве.