Детектив с подтекстом

Стиг Ларссон. «Millennium. Девушка, которая играла с огнем». Издательство «ЭКСМО».

7 апр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2707 от 7 апр. 2010

Стиг Ларссон. «Millennium. Девушка, которая играла с огнем». Издательство «ЭКСМО».Книги Стига Ларссона – после прочтения двух частей эпопеи Лоцман может об этом говорить с уверенностью – обладают странной магией. Начинать их читать всегда сложно – первые несколько десятков страниц даются трудно, с усилием… Кажется, что и скучновато, и имен «типично скандинавских» как-то многовато, и деталями ненужными типа подробного рассказа о теореме Ферма книга обременена чересчур… Но если не обращать внимания на все это и читать, то – вот фокус! – сам не замечаешь, как через какое-то время уже и оторваться от книги не в силах, и ужас, как хочется знать, чем же там дело кончится, и переживаешь за главных героев, и пытаешься угадать, кто же главный негодяй… Магия, да и только!И ведь Стиг Ларссон пишет не классические детективы и даже не классический экшн. Его истории о Лисбет Саландер и Микаэле Блюмквисте – прежде всего именно истории, и только потом – детектив…Интересно и то, насколько актуальные темы поднимает Стиг Ларссон (трудно и обидно говорить об этом писателе в прошедшем времени, зная, что он не успел дописать задуманное и ушел из жизни, не закончив эпопею) в каждой из книг. В «Девушке с татуировкой дракона» он размышлял о семейных тайнах и могуществе корпораций, в «Девушке, которая играла с огнем» говорит о торговле людьми и сексуальном рабстве. И очень привлекает то, что столь важные и серьезные вопросы не принижаются до уровня «деталей интерьера», но и не затмевают собой интригу и психологические портреты главных героев. Лоцману хочется отметить, насколько достоверными, настоящими предстают на книжных страницах действующие лица. Ни о ком не возникает желание сказать «картонный персонаж». Отнюдь – судьбы каждого прорисованы четко и ярко, даже если речь идет о персонаже второстепенном. Что же касается главных героев, то, раскрывая тайны Лисбет Саландер, Стиг Ларссон – уже и не узнать нам, специально он делал это или нет, - касается таких тем, которые сегодня волнуют умы очень многих. Ларссон показывает, как бессильна и как формализована работа социальных служб даже в благополучной, казалось бы, Швеции, как сильны в людях половые и расовые предрассудки, как по-прежнему остается карающей и даже садистской психиатрия… Он на примере Лисбет Саландер и ее судьбы объясняет, как общество само, собственными руками растит и пестует социопатов, как неординарный, талантливый, с выдающимися способностями ребенок превращается – усилиями общества – в человека, никому не доверяющего и решившего раз и навсегда все свои проблемы решать самому… Часто ли у вас после прочтения детектива в голове еще долго крутятся мысли о том, что же не так в современном обществе? Нет? А вот у книг Стига Ларссона есть дивная особенность – они заставляют мыслить, рассуждать. Это замечательно!