Районным выборам во Владивостоке быть?

В декабре 1996 года прокуроры пяти районов г. Владивостока обратились в суд с заявлениями о назначении даты выборов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”. Одним из главных мотивов и оснований такого обращения стало то обстоятельство, что в нарушение федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” в районах города на момент подачи заявлений не были назначены выборы представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, чем, по мнению прокуроров, было нарушено конституционное право граждан, проживающих на территориях районов, осуществлять местное самоуправление.

28 нояб. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №270 от 28 нояб. 1997

В декабре 1996 года прокуроры пяти районов г. Владивостока обратились в суд с заявлениями о назначении даты выборов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”. Одним из главных мотивов и оснований такого обращения стало то обстоятельство, что в нарушение федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” в районах города на момент подачи заявлений не были назначены выборы представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, чем, по мнению прокуроров, было нарушено конституционное право граждан, проживающих на территориях районов, осуществлять местное самоуправление.

В январе этого года краевой суд, признав правильными и законными требования прокуроров, определил дату проведения выборов. Однако в последующем с этим решением не согласился Верховный суд РФ, сославшись на то, что районы в городе Владивостоке не являются муниципальными образованиями. При этом следует отметить, что не все члены судебной коллегии были единодушны.

При повторном рассмотрении дела краевой суд отказал в удовлетворении заявлений прокуроров, а их кассационная жалоба на это решение Верховным судом оставлена без удовлетворения.

Между тем подобная неопределенность в применении федерального закона “Об обеспечении конституционных прав гр-н Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” оказалась не только актуальной для нашего города, но и для целого ряда других городов России, имеющих районные деления. Абсолютно похожая ситуация сложилась, например, в Туле. В связи с подачей районными прокурорами Тулы таких же исков областной суд сделал запрос в Конституционный суд Российской Федерации о конституционности положения названного федерального закона в части, касающейся обеспечения прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

В своем постановлении от 3 ноября 1997 г. Конституционный суд указал, что в том случае, когда законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований (а в Приморском крае такой порядок не установлен), федеральный законодатель вправе предусмотреть норму, определяющую территорию местного самоуправления.

Фактически тем самым Конституционный суд подтвердил правоту прокуроров г. Владивостока, поставивших еще в декабре прошлого года вопрос о назначении даты проведения выборов в районах краевого центра.

В связи с этим прокурором края направлено представление в адрес генерального прокурора РФ, в котором изложена просьба об опротестовании в порядке надзора упомянутого определения Верховного суда РФ.