Расплата по-маринински

Александра Маринина. «Взгляд из вечности. Ад». Издательство «ЭКСМО».

10 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2691 от 10 март 2010
25f1a20eb33ac16d4209b7742dad00a3.jpg Александра Маринина. «Взгляд из вечности. Ад». Издательство «ЭКСМО».Ну вот и вышла в свет финальная часть «бытовой» трилогии Александры Марининой. К заключительным частям всегда больше требований у читателя, и ожидают их с трепетом – ведь в них окончательно станет ясна судьба героев, и всем сестрам автор раздаст по серьгам, и все-все узелочки распутает… А это требует от автора в первую очередь внимательности, а также того, что можно назвать уважением к читателю…Казалось бы, автору детективов, Александре Марининой, распутывать узелочки просто сам бог велел. Но отчего-то «Ад» получился куда менее интересным, чем первые книги. Может быть, потому, что в первых двух частях трилогии некоторые характеры были так прописаны, что читатель и сам, к гадалке, так сказать, не обращаясь и заключительной части не дожидаясь, мог предсказать судьбу нескольких персонажей. Лоцман, в частности, почти точно мог сказать, что случится с Колей и с отцом Любы… Очень уж красноречиво, если не шаблонно были обрисованы эти герои… Слишком уж поучительно, слишком…Кстати, именно в третьей части Лоцман окончательно понял, что же при всех плюсах предыдущих книг «Взгляда из вечности» его смущало. Просто в третьей книге это окончательно оформилось. Такое впечатление, что Александра Маринина писала не роман, не семейный эпос, если хотите, а ни больше ни меньше – психологический тренинг. И введенные в повествование довольно спорные герои – Камень, Ветер, Ворон, Змей – оказались вдруг эдакими гуру, которые поступки героев с точки зрения психологии истолковывают и тут же, не отходя от кассы, читателю поясняют: это хорошо, а это не очень, вот так делать не надо, а вот это чревато тем-то… Откровенно говоря, подобные изыски в художественной литературе несколько смущают.Разумеется, «Аду» присущи помимо вышесказанного и другие типичные для всей трилогии недостатки, один из которых – язык. «…выдавала невротические реакции при малейших негативных эмоциях. У нее поднималась температура, начиналась тошнота и головная боль» - это, простите, можно назвать хорошей литературой? Лоцман считает, что нет…В целом же задачу «Взгляд из вечности» выполнил. Феминистки могут смело рекомендовать трилогию как учебное пособие на курсах для женщин. Александра Маринина хотела показать читателям, что женщине нельзя растворяться в семье, нельзя бесконечно терпеть, позволять помыкать собой ради детей, родителей и мужа, нельзя ничем жертвовать, нельзя идти на компромиссы – за все это, получившее определение «растоптала свою душу», и получила ад на земле главная героиня. Лоцман не станет спорить с Марининой. В конце концов, это только ее точка зрения… Жаль, что на три книги растянутая.