Ехали на помощи на «скорой»...

«Скорая» слушает!» Эта фраза, как и спасительный телефонный номер «неотложки» 03, знакомы каждому. В столице Приморья с недавних пор она звучит по-другому, а именно: «Скорая», Владивосток».

3 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2688 от 3 март 2010
f637e676d612daa31de6f3f5dce8e893.jpg «Скорая» слушает!» Эта фраза, как и спасительный телефонный номер «неотложки» 03, знакомы каждому. В столице Приморья с недавних пор она звучит по-другому, а именно: «Скорая», Владивосток». Привязка телефонного приветствия службы скорой медицинской помощи (ССМП) к конкретной территории стала необходима в связи с … глобальной телефонизацией, особенно с развитием мобильной телефонной связи. Об этих нововведениях в медицинской топонимике и службе 03 в целом корреспонденту «В» рассказала заведующий оперативным отделом службы ССМП, заслуженный врач России, кандидат медицинских наук Елена Сидоренко. По ту сторону телефонной линии Оказывается, из-за наличия цифр 0 и 3 в окончании телефонных номеров абонентов в разных регионах страны, а также из-за сбоев техники, до «скорой помощи» во Владивостоке частенько дозваниваются жители других городов нашей Родины. Причем, реальное место жительства гражданина выясняется, когда дело доходит до регистрации его домашнего адреса: в первую очередь диспетчер «скорой» интересуется здоровьем пациента.…У большинства жителей Владивостока понятие «скорая помощь» наверняка ассоциируется с белой машиной с красным крестом. Многим знакомо и 4-этажное кирпичное здание, расположенное по адресу Океанский проспект, 155, где расположен головной офисом МУЗ «ССМП г. Владивостока». Однако помимо этих классических атрибутов «неотложки» есть еще и диспетчерская служба ССМП – связующее звено между гражданами и бригадами «скорой помощи». Диспетчеров мало кто видел, хотя слышали многие. Корреспондент «В» решил исправить это упущение и первым делом узнал, что ежедневно на линии 03 работают четыре поста, и еще два поста распределяют звонки по бригадам СМП. Помимо них в смене дежурят еще два старших врача. В самое ближайшее время у владивостокской «скорой» будет шесть постов для приема звонков: количество вызовов драматически быстро растет. Еще лет пять-шесть назад диспетчеры «скорой» принимали по 300-400 вызовов за сутки. Сейчас – до 600 вызовов ежедневно! «Неотложка» лечить не должна Елена Сидоренко, отдавшая службе «скорой помощи» без малого 33 года, говорит, что для Владивостока это слишком большая цифра. – Количество вызовов можно было бы сократить в 2-3 раза, если бы граждане, обращаясь за помощью в «скорую», осознавали, что служба «03» – это не поликлиника на колесах и не консультационный пункт. Диспетчеры «скорой» не имеют права консультировать по телефону, – считает Елена Владимировна. Нередко люди откровенно злоупотребляют безотказностью службы СМП. К примеру, человек три дня ходил на работу с высокой температурой, а на выходные решил поболеть и вызвал «скорую», чтобы врачи его полечили на дому. Но «скорая» не обязана делать уколы от температуры! Она вообще не обязана лечить! «Скорая» должна поставить диагноз и доставить больного в стационар, если это необходимо. Многие граждане этого не понимают или не хотят понимать и терроризируют службу 03 звонками. Зачастую – от скуки. Личности этих «террористов» диспетчерам давно известны, тем не менее «скорая» выезжает к ним по первому звонку: у службы «03» нет права на отказ. В диспетчерской мне рассказывали о некой бабушке по фамилии Фоменко, которая без какого-либо повода звонит им по пять раз в день. Просто потому, что пожилой женщине не с кем больше поговорить… – Если бы таких «пустозвонов» было меньше, то бригады быстрее бы добирались на ДТП, к инсультникам, инфарктникам, на «острый живот», на ножевое ранение или на острый панкреатит, где возможен летальный исход от опоясывающей боли, то есть туда, где врачи действительно необходимы, – говорят сотрудники службы ССМП. Поэтому звонить в «скорую» попусту, от скуки – это брать грех на душу. «Скорая» – не такси Очередной звонок на номер 03. Женщина на другом конце провода сходу начинает костерить диспетчера почем зря за то, что «скорая» якобы «бросила старушку в больнице, которая потом на перекладных добиралась домой в поселок Трудовой». Диспетчер начинает реконструировать ситуацию и оказывается, что бригада никак не нарушала должностную инструкцию: пожилая женщина была доставлена в приемный покой 1-й городской больницы, после чего «неотложка» поехала по другим вызовам. – Вашу родственницу отпустили через три часа после осмотра. Значит, в больнице посчитали, что ей не надо ложиться в стационар. Но «скорая» не должна дожидаться пока врачи решат, что делать с Вашей больной! Это не такси! Почему Вы сами не отвезли бабушку домой, если знали, что она поехала в больницу без денег? – спрашивает диспетчер звонившую, но на другом конце провода телефон отключился. – Спасибо, что матом не обложила, – констатирует сотрудник «неотложки». По словам главного врача МУЗ «ССМП г. Владивостока» Виктора Середы, хамство пациентов – одна из издержек работы службы 03. Граждане, осознавая свою безнаказанность, могут запросто отчитать диспетчера за якобы неквалифицированную работу бригады «неотложки», которую они вызывали себе или своим близким. Будто бы и укол врач не так сделал, и давление измерил не тем прибором, и диагноз не тот поставил. И даже не так поздоровался, когда заходил в квартиру. – Когда спрашиваешь, откуда у Вас такие «глубокие» знания медицины, отвечают: посмотрел норвежский сериал о работе «скорой помощи»! – оживляются диспетчеры. Что здесь можно посоветовать подобным самозваным лекарям? Только одно: поменьше смотреть зарубежные сериалы, дабы не нервничать и не подрывать здоровье – свое и окружающих. Граждане, не забывайте, что все болезни от нервов! Я не идеализирую сотрудников диспетчерской службы СМП, а это в основном женщины, однако по моим наблюдениям все они обладают «выдержанным нордическим характером». А иначе долго здесь не проработаешь… «Бонус» за скорость Как и у пожарных, величайшей проблемой службы 03 являются ложные безрезультатные вызовы. Это когда «скорая» приезжает по определенному адресу, а там либо не открывают двери, либо говорят, что никого не вызывали. Вполне вероятно, что кто-то глупо пошутил, вызвав «скорую» в чужую квартиру, идиотов-то еще много... Однажды вечером на 03 поступил вызов с улицы Снеговой, 123. Звонивший сказал, что «тут человек потерял сознание». «Скорая» долетела по указанному адресу в считанные минуты, но … никакого больного там не было. Оказалось, что это веселая компания решила на спор проверить, кто быстрее приедет, «скорая», пожарные или милиция. И когда бригада интенсивной терапии вошла в квартиру, навстречу медикам выполз пьяный хозяин с бутылкой водки в руках: «Ребята, Вам бонус за скорость! Так держать!» Диспетчеры говорят, что этим «шутникам очень повезло». Если бы первыми приехали пожарные или милиция, они бы, как пить дать, поговорили с этой компанией по-мужски – на языке болезненных жестов. И правильно бы сделали! Холостой пробег «неотложки» – это потеря не только драгоценного времени, бензина и резины покрышек, но и, вполне возможно, чьей-то жизни. Есть и другая категория ложных вызовов – менее циничная. Например, этой зимой в службу 03 позвонил мужчина и сообщил, что на улице Крыгина, недалеко от рынка строительных материалов, на обочине лежит человек. Бригада «скорой» тут же выехала: все-таки зима, человек может замерзнуть! Однако по указанному адресу вместо предполагавшегося пациента нашла черные пластиковые мешки с мусором. Диспетчер позвонила бдительному гражданину, благо он оставил номер своего телефона, и попросила объясниться. Выяснилось, что доброхот ехал мимо на автобусе, и в сумерках ему показалось, что на обочине лежит человек. Придя домой, мужчина поспешил позвонить в «скорую». По словам диспетчеров, аналогичные ситуации – отнюдь не редкость. – Неправильно используемая сердобольность наших сограждан порой очень мешает работе. Если видишь, что лежит человек на земле или на скамейке, посмотри повнимательнее, что с ним, прежде чем звонить в «скорую» и пойти дальше с чувством выполненного долга. Чего проще: спросить, не нужна ли помощь. Мы, конечно, направляем машины на любой вызов. Но не исключено, что какой-нибудь пьяница просто-напросто уснул, где стоял. А эта категория граждан – не наш профиль, – возмущаются диспетчера. И с ними невозможно не согласиться: «скорая помощь» – не вытрезвитель и не приют для бездомных. Кстати, бытует мнение, что «скорая» приезжает в первую очередь к гражданам, которым еще не перевалило за пятьдесят. А пожилые люди и старики якобы обслуживаются в последнюю очередь здесь на последнем месте. На самом деле, у службы СМП нет дискриминации больных по возрасту. Но есть приоритетность вызовов по особой классификации. На первом месте, конечно, дети и роженицы. Затем – отравления, сердечнососудистые заболевания и ДТП, независимо от возраста больного.

Автор: Сергей КОЖИН