Страшно смотреть в завтра

Кризис, дорогие читатели, как выяснил Лоцман, сильнее всего отразился не на производстве. И не на банкирах. И даже не на рекламном рынке. Вы не поверите, но более всего кризис ударил… по российским писателям-фантастам! Предлагаемый сегодня вашему вниманию сборник – лучшее тому доказательство. Лоцман не знает, в чем тут секрет и каковы причины, но бумага не врет: «Русская фантастика-2010» - самый, пожалуй, мрачный, беспросветный, тяжелый и, увы, потому уныло занудный сборник за последние семь лет.

3 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2673 от 3 февр. 2010

Такое чувство, что, приступая к акту творчества, авторы сборника сначала садились к телевизору и часами слушали биржевые и финансовые новости, а уж затем, накачанные черным пиаром по самые уши, начинали стучать по клавиатуре компьютера. И выходили из-под их, нет, не пера, из-под их пальцев рассказы и повести соответствующего настроения. Унылые, как биржевой брокер в начале года.Человечество, живущее исключительно в виртуальной среде и полностью поглощенное «корпоративной этикой»… Человечество, вымершее под ноль, Земля, заселенная человекоподобными инопланетянами. Разумные членистоногие, всплывшие из глубин Мирового океана и, разумеется, вступившие в войну с человечеством… Все то, чем в прошлом веке читателя пугали те, кого тогда называли «буржуазными писателями», наконец-то возникло в умах сочинителей отечественных. Не прошло, что называется, и 30 лет. Мир страха перед будущим теперь захватывает наших авторов. Сборник «Русская фантастика-2010» навевает мрачные мысли. И не только о том, за что человечество заслужило подобные варианты развития. Но и о том, в каком жутком кризисе находится в нашей стране фантастика. И дело не только в том, что авторы вдруг стали пессимистами. Это бывает – подобной болезнью в свое время переболела западная фантастика, переболеем и мы. Но почему в унылых рассказах и повестях язык повествования становится столь же унылым и откровенно заштампованным, скучным – вот вопрос, на который Лоцман не находит ответа. Несколько рассказов, отличающихся и по духу, и по стилю от общего тона сборника, видимо, попали в него случайно – и при всех их достоинствах таки не в состоянии улучшить общую картину…Есть и еще вопрос, который Лоцмана с некоторых пор тревожит все сильнее. Родит ли российская литературная почва наших Шекли, Хайнлайнов, Азимовых? Или уже истощена так, что мы обречены читать облеченное в слова нытье, купаться в чужой жалости к себе, в пессимизме и страхе перед будущим?