Игра в дешифровщика

Василий Аксенов. «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках». Издательство «Семь дней».

27 янв. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2669 от 27 янв. 2010
Василий Аксенов. «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках». Издательство «Семь дней».В непростом положении оказался Лоцман, когда пришла пора писать этот обзор. С одной стороны, всем известно, что об умерших либо хорошо, либо никак, с другой – касается ли эта традиция творчества умерших, вот вопрос…По здравом рассуждении Лоцман решил, что книге отдаст должное – скажет так, как есть…Последний роман Василия Аксенова – вещь неоднозначная. Минусов в нем так же много, как и плюсов. Иногда чтение доставляло Лоцману сущее удовольствие, иногда же раздражало просто немыслимо…Начнем с плюсов. Шестидесятники – тема сегодня актуальная. Кто-то – кто помоложе – откроет для себя в книге целую эпоху. Узнает, кто это такие и почему из всех поколений послевоенного СССР только шестидесятники вошли в историю как отдельная группа, а не как иные прочие – под общим наименованием «советский народ». Поймет, какими идеалами они жили, в чем были наивны, в чем заблуждались, почему выбрали ту или иную дорогу в жизни. Возможно и даже крайне желательно, что молодые читатели после этой книги откроют и другие – не только ранние вещи Аксенова, но и стихи Роберта Рождественского, Беллы Ахмадуллиной, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, захотят узнать больше об этих людях…А те, кто хорошо помнит все вышеназванные имена, в «Таинственной страсти» увидят и ностальгию, и желание разобраться и даже разъяснить, сказать последнее «прости» и отдать должное тем, кому в свое время не успел…А еще в «Таинственной страсти» есть места, которые надо бы давать насильно читать тем, кто сегодня поет о прелестях советского строя и о том, как «эх, хорошо в стране советской жить». Чтобы вникали и ума-разума набирались.Вот только… Все это случится при условии, что читатель продерется сквозь непонятную, нелогичную и даже какую-то… болезненную зашифрованность, которой Василий Аксенов в обилии напичкал свой последний роман. Придумав загадочные – и понятные, скорее, автору, чем окружающим – псевдонимы всем действующим лицам (Ян Тушинский – Евгений Евтушенко, Влад Вертикалов – Владимир Высоцкий, Антон Андреотис – Андрей Вознесенский и так далее), автор заставил читателя постоянно продираться через вопрос: «А это, елы-палы, кого он имеет в виду?». Догадаться, кто там зашифрован под именем Раллисы Кочевой или Милки Колокольцевой, могут только близкие друзья автора. Ибо история и память человеческая донесли до XXI века далеко не все персоналии века прошлого. И эти постоянные отвлечения на попытки понять, о ком речь, вредят роману несказанно.