«Рыбный день» отменяется

«Народные» консервы из сайры теряют статус доступного продукта – ожидается их подорожание на 15-20 процентов. Дело в том, что в этом году были серьезные проблемы с добычей этой рыбы: сказалась неблагоприятная промысловая обстановка, а также нехватка рыболовного флота.

22 дек. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2653 от 22 дек. 2009
cca0dc6f8eddf4ae4b21e4cb39bbfcd5.JPG «Народные» консервы из сайры теряют статус доступного продукта – ожидается их подорожание на 15-20 процентов. Дело в том, что в этом году были серьезные проблемы с добычей этой рыбы: сказалась неблагоприятная промысловая обстановка, а также нехватка рыболовного флота.В 2009 году приморские рыбаки недоловили свыше 20 тысяч тонн сайры, это сказалось на производстве «народных» консервов. Сегодня сайру в больших объемах закупают в Японии, везут в Приморье и перерабатывают на береговых предприятиях. Только за декабрь через порты Владивостока пройдет примерно 4 тысячи тонн сайры. В следующие полгода планируется ежемесячно поставлять из Японии в Россию не менее 2-2,5 тысячи тонн этой рыбы для изготовления консервов.– Система госрезерва ежегодно закупала консервы из сайры в огромном количестве для обеспечения продовольственной безопасности страны на случай чрезвычайных ситуаций, – рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – В этом году рыбаки не сумели заработать на этом объекте промысла, но рыбохозяйственный комплекс и приморская экономика не проиграли от импорта сырца: есть работа и транспортному флоту, и портовикам, и рыбохозяйственному комплексу в целом. Главное, что не простаивает наша береговая переработка. Только в Кировском районе на изготовлении рыбных консервов задействованы свыше тысячи человек.Между тем производство «народных» консервов из импортного сырья скажется на их ценах. Как ожидается, в Приморье они подорожают на 15-20 процентов. Утяжелят стоимость популярного продукта таможенная пошлина, перегрузка в портах и обязательный перегруз через склады временного хранения. Да и закупочная покупная цена сайры-сырца в Стране восходящего солнца выше, чем на внутреннем рынке.– Я лично покупаю только те консервы из сайры, которые сделаны на плавбазах и береговых комбинатах, – отмечает Георгий Мартынов. – Раньше сайру не морозили: ловили сырец, разделывали и складывали в баночки. Потом в бланширатор – и продукт готов к употреблению. Сайра – одна из самых вкусных рыб, но ее консистенция очень нежная, если она подвергается заморозке, качество теряется. Одно дело, когда рыбу выловили, разделали и закатали в банки, другое – когда в технологию производства добавляются еще несколько операций – заморозка-разморозка.Импорт рыбного сырья пока не характерен для России, традиционно как раз наоборот. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона закупают у нас в промышленных масштабах минтай, краб, креветку, палтус. Все это перерабатывается и с удовольствием съедается. Наши соседи зарабатывают на этом большие деньги, которые могли бы пойти в бюджеты российских рыбохозяйственных предприятий. Тот же минтай можно перерабатывать на приморских рыбоперерабатывающих заводах. Но они сегодня не готовы осваивать 500-600 тысяч тонн сырца минтая ежегодно, делать из него филе и продавать в страны Европы, в Канаду и США. Рыбным комбинатам не хватает оборудования, технологий, оборотных средств для закупки рыбы, залоговых активов для получения достаточного кредита. Поэтому сырье, не востребованное на своих берегах, уходит к чужим. В южных портах Китая, в основном в Циндао, построены и работают огромные заводы, производящие филе из нашего минтая. По некоторым данным, они выпускают сотни тысяч тонн рыбных полуфабрикатов и, по оценкам специалистов, «держат» примерно 70 процентов европейского рынка филе. Российские рыбаки сдают китайцам улов, мгновенно получают деньги, заправляются топливом, выдают зарплату рыбакам и опять уходят в море, на промысел. На российском берегу такой оборот пока невозможен.