Зарплата по счетчику

Снегопад, проливной дождь, позднее возвращение из гостей, тяжелые сумки – да мало ли поводов, чтобы воспользоваться услугами такси? Но те владивостокцы, кто в минувший снегопад пытался доехать домой на такси, столкнулись с рядом проблем, которые ярко иллюстрируют развитие и состояние этой сферы транспортных услуг...

11 дек. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2648 от 11 дек. 2009
0a2071d527f082d412e24d49a5e56764.jpg Снегопад, проливной дождь, позднее возвращение из гостей, тяжелые сумки – да мало ли поводов, чтобы воспользоваться услугами такси? Но те владивостокцы, кто в минувший снегопад пытался доехать домой на такси, столкнулись с рядом проблем, которые ярко иллюстрируют развитие и состояние этой сферы транспортных услуг...Автопарк из двух машинНа первый взгляд, такси во Владивостоке – пруд пруди. Достаточно взглянуть на подборку подобной рекламы в газетах, журналах или в Интернете – до 30 фирм можно насчитать.– В реальности же, – рассказал корреспонденту «В» собеседник, много лет проработавший в этой сфере и пожелавший назваться только по имени – Руслан, – в этих фирмах есть диспетчер, хозяин и пара-тройка водителей со своими автомобилями. Чаще всего таксистами подрабатывают моряки в перерывах между рейсами, сегодня в фирмы приходят и люди, оставшиеся без работы. От таксиста на самом деле требуется немного – права, паспорт, с которого снимут ксерокопию, и готовность отдавать хозяину от 20 до 25 процентов выручки. ГСМ и все прочее оплачиваешь сам. Отдельно платишь за рацию или за мобильную связь с диспетчером. Иные требования минимальные: иметь водительский стаж не менее 4 лет, выглядеть опрятно... и не посылать клиента матом.Сколько в каждой фирме на самом деле машин – никто не знает, бывает, что и пять штук максимум. В обычные дни этого количества хватает, чтобы обслужить горожан вместе с другими фирмами, но в снегопады, в дождь, когда многие просто жалеют свои авто и на работу не выходят, человек может звонить хоть в десять фирм – и нигде ему не пообещают предоставить машину.Второй вариант работы таксистом – устроиться в фирму, где есть свой автопарк. Здесь ежедневно «за аренду» нужно отдавать до 2 тысяч рублей. Впрочем, «автопарк» – это сильно сказано, в самой крупной из таких фирм чуть больше 15 машин, причем большинство из них заднеприводные и на снежных дорогах практически бесполезны. Кроме того, в сильный снег многие таксисты просто не выходят на работу, именно потому что не хотят буксовать на заднеприводных... А рычагов влияния на них практически нет – уволить? Ну уволят, а он идет в соседнюю компанию, и его там встречают с распростертыми объятиями, потому что на такси высокий спрос.То, о чем рассказывает Руслан, наглядно прочувстовали на себе в снегопад владивостокцы: ожидание такси затягивалось на два-три часа минимум. А некоторые заранее принятые заказы в последний момент отменялись.– В первых числах ноября, – рассказывает Николай, житель Владивостока, – как раз после первого снегопада мы с компанией возвращались из Китая. Еще в районе Уссурийска стали звонить в такси, чтобы через час прислали несколько машин на автовокзал. Обзвонили 12 фирм – и нам везде отказали. Сказали – в городе пробки, заказы не принимаем. В одной фирме заказ приняли, но когда мы уже были примерно на Садгороде, перезвонили и отказались от выполнения. Пришлось с автовокзала ночью уезжать на частниках, с переплатой. Но в городе уже нигде не было пробок! Дело шло к 23 часам, мы ехали по пустому заснеженному Владивостоку, и нигде не видели ни пробок, ни такси.– Ничего удивительного, – комментирует Руслан. – Диспетчеры не говорят правду клиентам – кому выгодно признать, что у них работает всего одна-две машины? Вот и говорят: пробки... А многие таксисты – у кого своя машина – в такую погоду, понимая, что граждане готовы платить немалые деньги, лишь бы попасть домой, выезжают работать самостоятельно.Тарифная сеткаВпрочем, не только предприимчивые таксисты-одиночки понимают, что снег – это отличный повод повысить тариф...Средняя цена поездки на такси во Владивостоке (при нормальных погодных условиях) колеблется в диапазоне от 150 за полчаса до 180-250 рублей за час. Во время разгула стихии тариф резко растет. Например, в субботу, когда выпала почти 3-месячная норма осадков, редчайшее такси можно было вызвать за 250 рублей час, чаще всего диспетчеры называли 350-400 рублей в час. Такая же цена держалась и в понедельник, и во вторник (как предположил Руслан, скорее всего, ниже 250 рублей зимний тариф уже не упадет – разве что снег вычистят весь и ссылаться на «ужасные условия» возможности не будет). И все равно время ожидания – полтора-два часа, причем некоторые фирмы заказы принимали только по факту: есть свободные машины или нет.Вызывать такси по километражу ничуть не выгоднее – во-первых, никто работать себе в убыток не станет, во-вторых, «по километражу» – это такая хитрая замануха для клиентов...– На самом деле, – комментирует Руслан, – в таком тарифе, на первый взгляд, ясном, мол, посадка – 100 рублей, первые пять километров – 30 рублей, далее по 15 рублей километр, сам черт ногу сломит. Далеко не все такси оборудованы так, чтобы было видно, сколько вы проехали. На популярных нынче у фирм такси «Короллах» сидящий сзади пассажир вообще не в состоянии засечь километраж. Так что придется полагаться на честность таксиста, а это дело такое... Кроме того, большинство работающих по километражу фирм подстраховываются: вы платите по счетчику в том случае, если сумма больше 180 рублей, если меньше – платите 180.Руслан рассказал и о других таксистских хитростях. Например, тем, кто работает по километражу, стоять в пробках разорительно. Поэтому у них за более чем двухминутный простой «капает денежка» – 2 рубля минута. То же самое происходит, если, например, вы решили зайти по дороге в магазин. Пробыли там 10 минут – 20 рублей плюс к оплате поездки. Многие почасовые тарифы плюсуют 50 рублей за остановку у магазина. – Или за поездку более чем по двум адресам. Или за крупный багаж. Да мало ли за что! – смеется Руслан. – Люди редко уточняют у диспетчера, есть ли надбавки к тарифу, а зря. Бывает, что рассчитывали 180 заплатить, а платят 250.Скорее всего, в предстоящие новогодние дни средняя цена часовой поездки в такси будет зависеть от времени суток: 31 декабря до 17.00 – примерно 300-350 в час, после 17.00 – 500-600 рублей. Чуть ниже опустится тариф на время выходной десятидневки, но вряд ли ниже 250-300 рублей, и это в том случае, если снегу не навалит.А вот что будет с тарифами на такси весной и летом, никто пока предсказывать не берется. Ясно одно – вряд ли они будут падать. Скорее всего, самой низкой останется цена 200 рублей за час. А ведь когда-то можно было и за 80 доехать... Золотые были времена.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ