Позолоти ручку!

В галерее «Арка» всего три дня – до понедельника – проходит выставка «Ощущение мира», мимо которой не сможет пройти ни одна женщина. И даже мужчина, если он человек творческий. Потому что основа экспозиции – авторские ювелирные украшения.

4 дек. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2644 от 4 дек. 2009
42c71f5b61b647e03bc9a5f70a248b7e.JPG В галерее «Арка» всего три дня – до понедельника – проходит выставка «Ощущение мира», мимо которой не сможет пройти ни одна женщина. И даже мужчина, если он человек творческий. Потому что основа экспозиции – авторские ювелирные украшения.Автор представленных работ – а назвать это банальными словами «кольцо, серьги, подвески» как-то язык не поворачивается – художник-ювелир Наталья Ковалевская окончила Красносельское училище художественной обработки металлов. Именно в этом училище, по словам искусствоведов, сохраняются и бережно развиваются лучшие традиции русской ювелирной школы. – Наталья, почему – «Ощущение мира»? – Перед тем, как задумывается вещь, я сначала впечатляюсь чем-то и таким образом ощущаю мир. Кто-то, пережив сильные впечатления, пишет музыку или стихи, а я излагаю свои ощущения в камнях и драгоценном металле.– В чем уникальность той коллекции, что вы представили во Владивостоке?– Это то, что я сделала за последние два года, а они в моей жизни были особенными. Моему сыну 10 месяцев, то есть большинство украшений я делала, когда ждала ребенка. Работала тогда практически постоянно, меня все вдохновляло. Я вообще по жизни впечатлительный человек, а уж во время беременности тем более, все вокруг казалось удивительным и красивым.– Вы работаете в такой области, которую традиционно принято считать прикладной и даже потребительской...– Да. Сегодня многие крупные ювелирные дома стали выпускать сезонные коллекции, то есть украшения модны всего-то несколько месяцев, затем они становятся неактуальными, их сменяют другие. Но это массовое производство.А что касается авторских вещей, тут дело обстоит иначе. Украшения, сделанные мною, например, 15 лет назад, сегодня выглядят современно.– Вы работаете вне моды?– Да, стараюсь дистанцироваться. Я пытаюсь через свои работы восстановить тот почти утраченный пласт культуры, который связан с семейными драгоценностями – такими, которые переходят из поколения в поколение. Когда такая вещь живет в семье, она накапливает свою историю, становится носителем информации...Вот в моей семье есть медальон, который уже 200 лет переходит по женской линии. И только благодаря ему я знаю историю своей бабушки, прабабушки, прапрабабушки. А когда я стала работать ювелиром, мне попался в руки каталог, где были все ювелирные клейма изделий, изготовленных в России. И выяснила, что медальон был сделан в начале XIX века в Санкт-Петербурге швейцарским мастером, который проработал в нашей стране всего два года. Было очень интересно.– Я заметила, что сами вы драгоценности не носите...– Это правда. Но у меня растет дочь, и некоторые вещи я откладываю для нее. А сама нет, не ношу. Может быть, это неправильно, ведь женщина должна украшать себя, но как профессионалу мне проще не привлекать к себе внимания.– Что вас вдохновляет?– Не камни и не металлы. Меня может вдохновить на создание украшения общение с человеком. Пейзаж. Концерт. Или еще проще – например, муж принес домой бутылку коллекционного вина, стал рассказывать о нем, на каких склонах растет виноград, когда его собирают – и мне пришли образы, которые невозможно не выразить. – Есть ли у вас любимые камни?– Есть нелюбимые. Не сложилось у меня с янтарем, не вижу я в нем того, что видят другие... Или вот серые агаты кажутся мне скучными – хотя недавно была на геологической выставке, где эти камни были очень красивыми, я даже подумала, что, возможно, неправа.– Вы делаете вещи на заказ. Прислушиваетесь к желанию заказчика, учитываете его? – Никогда не беру заказы в стиле: «я хочу вот так и так». У меня все иначе. Работаю вообще без участия заказчика и то, что он получает на руки, в 99 процентах – сюрприз. Мы только в первые дни общаемся, выясняя самые необходимые вещи: размер, цветовые пристрастия, в это же время я составляю впечатление о человеке... Поэтому ко мне чаще обращаются не просто так, а люди, которые мне доверяют. Это либо творческие люди, либо светские дамы. Знаете, когда я работаю над украшением для конкретного человека, то живу как бы на одной с ним волне, бывает, даже чувствую, если в его жизни происходят какие-то события. Так уже не раз бывало: звоню, спрашиваю – как у вас дела, а меня изумленно спрашивают: а откуда вы знаете? – Есть ли ювелирное изделие, которым вы восхищаетесь?– Меня приводят в восторг работы мастеров XIX века, в некоторых случаях я даже понять не могу, как они умудрялись это делать без электричества и современных приспособлений. Это фантастика!