И что нам не лететь до Эквадора…

Президент Дмитрий Медведев в своих выступлениях не раз подчеркивал, что для создания современной развитой экономики России необходимо иметь хорошие отношения с окружающим миром. Сегодня, когда особенно актуальным становится вопрос привлечения инвестиций в

25 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2638 от 25 нояб. 2009
334e96759c5da7ce0790eabf15a7ed6d.jpg

Президент Дмитрий Медведев в своих выступлениях не раз подчеркивал, что для создания современной развитой экономики России необходимо иметь хорошие отношения с окружающим миром. Сегодня, когда особенно актуальным становится вопрос привлечения инвестиций в экономику регионов, на первый план выходит развитие побратимских связей между городами.

Теме развития гуманитарных и экономических связей Владивостока с городами-побратимами был посвящен «круглый стол», который состоялся в редакции «В» 16 ноября. Напомним, что в последние месяцы у столицы края появились новые побратимы. Это города Вонсан (КНДР) и Манта (Эквадор).

Дружба, проверенная десятилетиями

– Федеральный центр неоднократно указывал нам на необходимость развития сотрудничества между приграничными территориями, – открыл заседание «круглого стола» заместитель главы администрации краевого центра Александр Зубрицкий. – Сегодня, когда Владивосток находится в двух шагах от такого важного события, как саммит АТЭС, создание положительного имиджа нашего города становится главной задачей. И побратимские связи между городами – действенный инструмент создания такого имиджа.

Естественно, что в первую очередь побратимские связи развиваются между городами стран-соседей. Но вот парадокс: до недавних пор у Владивостока не было побратима среди городов нашего ближайшего соседа – КНДР. Положение изменилось в октябре 2009 года, когда по инициативе администрации Владивостока был заключен побратимский договор с северокорейским Вонсаном. Впрочем, судьбы двух портовых городов пересекались и раньше. Так, например, после Гражданской войны многие тысячи белоэмигрантов нашли приют именно в этом корейском городе. Кроме того, жители Вонсана хорошо помнят, что в 1945 году их город был освобожден от японской оккупации именно советскими войсками, большая часть которых прибыла сюда из Владивостока. Уже после войны советские моряки ликвидировали минные заграждения и бомбы, оставшиеся в заливе Вонсана после японцев. Это была работа с громадным риском для жизни – одно из советских судов погибло, подорвавшись на мине… Благодарные корейцы воздвигли в память о своих спасителях монумент, который является одной из главных достопримечательностей Вонсана.

Кроме того, в советские годы Вонсан был местом стоянки судов Тихоокеанского флота в зимний период. В 80-е и 90-е годы город посещало много туристов из Приморья. В общем, заключение договора о побратимских связях лишь официально подтвердило факт многолетней дружбы между двумя городами. Кстати, на сегодня побратимские отношения с городами КНДР кроме Владивостока имеют только Москва и Санкт-Петербург.

Изначально институт городов-побратимов задумывался прежде всего как инструмент развития гуманитарных связей между городами, развития международного диалога в области науки, культуры, образования. Однако в период кризиса особое значение приобретает экономическая составляющая таких отношений.

– Северная Корея – весьма перспективная страна для приморских бизнесменов, – считает начальник департамента развития новых рынков и внедрения инноваций ООО «ДВ-Цемент» Михаил Прус. – Уже сегодня высококачественный речной песок из КНДР используется в строительной индустрии, в том числе и на стройках саммита АТЭС. Сейчас ведутся переговоры по нескольким крупным контрактам. Одним словом, потенциал для двустороннего экономического сотрудничества есть колоссальный, и я уверен, что побратимские связи позволят реализовать его в полной мере.

– Корейцы традиционно очень тепло относятся к России. Я считаю, что наше политическое и гуманитарное сотрудничество должно быть обязательно подкреплено экономическим, – согласился с подобной точкой зрения консул генерального консульства КНДР в Находке Рен Чжун Нам. В качестве примера подобного сотрудничества корейский дипломат привел строительство грузовых барж для доставки стройматериалов на остров Русский – их проектировали и строили именно в Вонсане. В свою очередь, участники «круглого стола» с российской стороны предложили консулу КНДР организовать во Владивостоке презентацию Вонсана для российских бизнесменов, чтобы те могли увидеть интересные для себя проекты.
Вполне естественно, что торговля между двумя портовыми городами осуществляется исключительно по морю. Однако, как выяснилось в ходе «круглого стола», сейчас прорабатывается вопрос о реконструкции железнодорожной ветки между российским Хасаном и корейским городом Раджин. Если проект будет реализован, то это позволит вывести на новый уровень не только экономические, но и туристические связи между Приморьем и КНДР.

– В недавнем прошлом транспортная линия из Хасана в Раджин была отличным способом быстро добраться до Пхеньяна, – выступила от имени приморских туроператоров Ирина Кушнарева, руководитель некоммерческого партнерства «Окно в Евразию». – Если правительствами двух стран будет решен вопрос транспортного сообщения и визового режима, станет возможным возрождение этого маршрута с большим туристическим потенциалом.

Как заявил заместитель главы Владивостока Александр Зубрицкий, администрация города готова обратиться с подобной инициативой к правительству КНДР. Учитывая, что инициатива заключения побратимского договора была поддержана в КНДР на самом высоком уровне, участники «круглого стола» выразили надежду, что совместные проекты в области туризма и экономики также найдут поддержку у руководства соседней страны.

Океан – не помеха

В 2009 году у Владивостока появился и первый побратим в Южной Америке. Им стал город Манта – один из важнейших городов Эквадора, крупнейший порт на побережье страны.
Почему договор о побратимских отношениях заключен именно с Мантой? Дело в том, что уже в ближайшей перспективе этот город может стать одной из стратегических точек на карте Южной Америки.

Сейчас правительство Эквадора реализует проект строительства железной дороги из Манты в бразильский Манаус, крупнейший порт на Амазонке. Это позволит создать транспортный коридор от побережья Тихого океана в страны, расположенные на побережье Атлантики, – Бразилию и Аргентину.

– В век космических полетов говорить о том, что та или иная страна находится далеко, нельзя, – уверен неоднократно бывавший в Эквадоре Юрий Федосеев, президент ООО «Феском». – Если рассматривать Эквадор с точки зрения экономики, предметами бизнеса будут не только бананы и цветы, но и туриндустрия. Эквадор – одна из немногих стран, которые могут предложить туристам сразу четыре типа зон отдыха. Это Галапагосские острова, побережье Тихого океана, Анды и амазонские джунгли на востоке страны.
Говоря о более масштабных перспективах, Юрий Федосеев напомнил, что в Эквадоре сосредоточены огромные запасы стратегического сырья – меди и урана. В свою очередь, Россия могла бы предложить Эквадору сельскохозяйственные удобрения и высококачественный картон для упаковки фруктов, а также металл и цемент для строительных работ, в том числе и связанных с сооружением дороги Манта – Манаус.

Кстати, в советское время из Приморья выполнялись грузовые авиарейсы в Латинскую Америку. Поэтому, если будет заинтересованность со стороны приморского бизнеса, ничто не мешает возобновить подобную практику в отношении Эквадора. Тем более что приморцы уже давно привыкли к таким товарам из Эквадора, как, например, цветы и бананы. Однако сегодня жители города значительно переплачивают за них – из-за того, что эти товары доставляются в Приморье через Европу и Москву. В случае, если будет создан более удобный логистический маршрут через Тихий океан, цена может снизиться в разы: себестоимость тех же роз, если доставка будет идти напрямую, составит всего 25 рублей.

Еще одним способом доставки грузов может стать морская контейнерная линия Манта – Пусан, открытие которой планируется в скором будущем. Ее можно продлить до Владивостока – в том случае, если будут заказы от представителей местного бизнес-сообщества. И такие заказы сегодня уже есть: «Приморский сахар» в этом году закупал сахарный тростник в Эквадоре, а ряд российских кондитерских фабрик заключили договор на закупку эквадорского какао для производства шоколада.

По мнению участников «круглого стола», для дальнейшего развития двусторонних побратимских связей необходимо определить конкретные задачи по активизации экономического сотрудничества между предприятиями столицы Приморья и городов Вонсан и Манта. С предложением оказать содействие в установлении рабочих связей по вопросам экономического сотрудничества решено обратиться в администрацию Владивостока и в муниципалитеты корейского и эквадорского городов. Кроме того, предложение принять участие в организации совместной работы направлено в Приморское отделение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.