Приморский промышленный кулак
Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве России вопросы развития промышленности (кроме оборонной) и энергетики, за день своего пребывания на приморской земле сумел объять необъятное. Каждый из пяти крупных инвестиционных проектов, реализация к
Нефтепорт «Козьмино» в качестве завершающего этапа нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», Приморский нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» в пади Елизарова под Находкой, две суперверфи – в бухте Чажма и в Большом Камне, автосборочный завод «Соллерс – Дальний Восток» во Владивостоке. Именно в такой последовательности Игорь Сечин в той или иной степени проинспектировал все пять «пальцев» приморского промышленного кулака.
Вице-премьер первым делом отправился в бухту Козьмина, где уже построен первенец новой приморской «промышленной революции». Затем Игорь Сечин и сопровождающие его лица вылетели вертолетом в поселок Дунай (ЗАТО Фокино), по пути осмотрев площадку, где начинается строительство крупнейшего в регионе нефтеперерабатывающего завода с проектной мощностью 20 млн тонн нефти в год.
Прилетев в бухту Чажма, на площадку строительства верфи «Восток-РАФФЛЗ», вице-премьер принял участие в торжественной закладке верфи, провел подписание контрактов и соглашений на строительство морских буровых установок и оснований платформ для добычи нефти на шельфе, которые здесь будут производиться.
Напомним, что партнером строительства, развернувшегося на базе 30-го судоремонтного завода, стала китайско-сингапурская компания Yantai Raffles Shipyard Ltd. Соглашение об этом было подписано в рамках недавнего визита в КНР председателя правительства Владимира Путина. Второй партнер – Объединенная судостроительная корпорация, председателем совета директоров которой как раз и является Игорь Сечин в лице Дальневосточного центра судостроения. Основным инвестором проекта общей стоимостью 1 млрд долларов выступает российский Внешэкономбанк, 25 процентов в создаваемом совместном предприятии получит Yantai Raffles, а в перспективе доля иностранцев может возрасти до 50 процентов.
Предполагается, что строительство в ЗАТО Фокино должно начаться в марте 2010 года и завершиться через два года. Новая суперверфь будет производить буровые платформы пятого и шестого поколений, а также буровое оборудование и оборудование для заводов по производству сжиженного газа. На первом этапе инвестиции составят 300 млн долларов, на эту сумму построят сухой док, поставят сверхтяжелый кран и создадут инжиниринговый центр.
Следующим пунктом поездки высокопоставленного чиновника по Приморью стал Большой Камень, где состоялась церемония закладки новой верфи «Звезда – DSME».
Уже глубоким вечером прибыл Игорь Сечин во Владивосток, где в районе площади Луговой в бывших цехах Дальзавода полгода тому назад началась реализация проекта «Соллерс – Дальний Восток». Здесь вице-премьера ожидала выставка, где экспонировались шесть образцов будущей продукции владивостокского автозавода: внедорожники Ssanyong двух марок – Rexton и Kyron, два «фиатовских» фургона Ducato – «скорая помощь» и аварийная служба, а также два грузовика Isuzu – самосвал и «рефка». Все это было собрано отнюдь не в Южной Корее, Италии и Японии соответственно, а в Татарстане. Именно оттуда «Соллерс», выполняя пожелание «партии и правительства», перевез во Владивосток сборочный конвейер, который монтируется в бывшем 14-м цехе Дальзавода. К концу декабря обещано выпустить с конвейера первый из собранных во Владивостоке автомобилей.
Накануне, 17 ноября, здесь приступили к обучению десять первых будущих сборщиков. По словам Бойцова, «курс молодого сборщика» займет всего две недели. Потенциальных покупателей, вероятно, не должен шокировать этот факт, поскольку ученики прошли жесткий отбор и имеют высшее или специальное образование, в том числе профильное, а также опыт работы в автосервисе.
Валерий Бойцов подчеркнул также, что лишь на первых порах дальневосточный «Соллерс» будет ограничиваться «отверточной» сборкой доставленных из-за границы агрегатов, готовых узлов конструкции. В дальнейшем планируется также сварка и окраска кузовов.
Когда наконец прибыл вице-премьер в сопровождении губернатора Приморья Сергея Дарькина, генерального директора компании SOLLERS Вадима Швецова и почему-то губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, гости первым делом разрезали красную ленточку. Далее начался осмотр учебных участков, причем Игорь Сечин отнесся к процедуре с предельным вниманием и пообщался практически с каждым из будущих сборщиков, дежуривших у стендов. Подобную техническую любознательность можно объяснить, наверное, тем, что Сечин, будучи филологом-романистом по образованию, стал иметь прямое отношение к промышленности только в прошлом году, когда вслед за Владимиром Путиным перебрался из Кремля в правительство России.
По завершении осмотра гости выступили с приветственными речами. «Выпуск до конца года первой собранной машины станет очень важным шагом вперед для всего региона. Здесь ведутся масштабные стройки, включая объекты саммита АТЭС, и у нас в этой связи возникают огромные потребности в грузовой и специальной технике. Уверен, что со временем все это будет здесь производиться. Мы окажем поддержку, как и в области судостроения», – сказал вице-премьер. Игорь Сечин особо отметил позитивную роль губернатора Сергея Дарькина, благодаря которому «еще полгода назад здесь ничего не было, а сейчас создана вся необходимая инфраструктура».
Автор: Александр Карташов Анисимович