Второе восхождение «Звезды»

18 Ноября 2009 года стоит запомнить. Как день второго рождения завода «Звезда», а значит, и Большого Камня, который всегда жил со своим градообразующим предприятием одной судьбой. Именно такой оптимистичный настрой царил на церемонии установки памятного к

20 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2636 от 20 нояб. 2009
708cc563b60e5cffe03f37683f155a73.jpg

18 Ноября 2009 года стоит запомнить. Как день второго рождения завода «Звезда», а значит, и Большого Камня, который всегда жил со своим градообразующим предприятием одной судьбой. Именно такой оптимистичный настрой царил на церемонии установки памятного камня в честь закладки в небольшом приморском городе крупнейшей – даже по мировым меркам – судостроительной верфи. Здесь будут строиться суда большого водоизмещения – до 300 тысяч тонн, какие в России никогда еще не строились: танкеры, газовозы, плавучие заводы для обслуживания российской нефтегазодобывающей промышленности и освоения Сахалинского, а в перспективе – Камчатского и Арктического шельфов.

Строго говоря, это будет уже другое предприятие, совместное с южно-корейской компанией Daewoo Shipbuilding Marine Engineering, – «Звезда-DSME». Но, как говорят сами большекаменцы, «руки и головы» тут будут задействованы наши, так что это все та же «Звезда», только на новом этапе развития.

– Без всяких иллюзий можно сказать, что сегодняшний день является для Дальнего Востока историческим, он знаменует начало становления в регионе новой судостроительной промышленности, – сказал в своей приветственной речи заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин, давший в этот день старт реализации целого ряда очень важных для Приморья проектов. Искреннюю благодарность он высказал партнерам из Республики Корея. Решение о начале такого сотрудничества в условиях мирового финансового кризиса было для них непростым. Но, по оценке зампреда, был сделан верный шаг, который по сути дела является одним из путей выхода из кризиса.

– Специально для России корейские специалисты подготовили несколько уникальных технологических решений – это решения уже ХХI века. Нам очень приятно, что нашим партнером стала страна – лидер судостроения в мире. Но и мы для сотрудничества предложили вам прекрасного партнера – «Звезду», – обратился Игорь Сечин к председателю совета директоров компании DSME Нам Сенг ТЭ. – На заводе работает очень хороший судостроительный коллектив с замечательными традициями. Предприятие легендарное, и не только потому, что к нему имеет отношение господин Дарькин, – полушутя добавил высокий гость.

Губернатор края Сергей Дарькин сам объяснил свою причастность к Большому Камню: «Я родился в этом городе. В строительстве завода участвовал мой отец. И я горжусь, что теперь именно здесь будет строиться одна из самых современных верфей не только в нашей стране, но и в мире. В Большом Камне работают филиал Дальневосточного технического госуниверситета, судостроительный техникум, училище этого же профиля, существует хороший кадровый резерв для того, чтобы начать здесь передовое производство».

Строительство развернется на берегу бухты Большой Камень на Южном молу (искусственно отсыпанные Северный и Южный молы укрыли часть акватории бухты от штормовых ветров) и начнется с территории давно развалившегося завода «Стройдеталь». Саму «Звезду» тоже могла ожидать подобная печальная участь. Программа утилизации выведенных из боевого состава атомных подводных лодок подходит к концу, оборонный заказ постоянно сокращается.

– У нас есть 2010-2011 годы, чтобы освоить с помощью наших корейских партнеров новые технологии и заниматься гражданским судостроением, другими словами – «не умереть», – говорят заводчане.

На «Звезде» сейчас все повально учат английский – как иначе общаться с иностранцами? В начале нового года первые 50 человек отправятся на учебу в Республику Корея. В качестве кадрового резерва рассматривается Амурский судостроительный завод, где идут массовые сокращения. Стоит задача уже в следующем году построить около тысячи квартир для сотрудников судоверфи, 350 из которых будет отдано комсомольчанам. А мэр Большого Камня Владимир Халявко сообщил: «Предлагаю строить комфортные коттеджные поселки для приглашенных специалистов. По программе предусмотрено финансирование развития социальной сферы города, строительство детсадов, дорог, улучшение условия проживания жителей. Появляется перспектива для того, чтобы молодежь (а у нас проживает около 7700 молодых людей) не уезжала в другие края искать лучшей доли. Можно и образование здесь получить, и хорошую работу. Не надо забывать и о тех «молодых» пенсионерах, которые из-за отсутствия рабочих мест в городе не могут найти применение своим силам. Для них дело тоже наверняка найдется, ведь одно рабочее место, созданное в судостроении, создает семь мест в смежных отраслях».

Журналисты поинтересовались:
– А как же статус ЗАТО? В Большой Камень россиянам не так-то просто попасть, а тут такой наплыв иностранцев.

Владимир Георгиевич объяснил, что по закону о закрытых административно-территориальных образованиях в таких городках разрешается создание компаний с иностранным капиталом по постановлению правительства. Поэтому никакого противоречия нет.

Будут ли новая судоверфь гарантированно загружена заказами? В этом не должно быть никакого сомнения. Об этом речь шла на совещании, которое провел на «Звезде» заместитель председателя правительства Игорь Сечин. В нем участвовал менеджмент Газпрома, Роснефтефлота, Роснефти, Транснефти, Лукойла, Сургутнефтега, Зарубежнефти, компаний, входящих в структуру Росрыболовства, и многих других потенциальных заказчиков, представители многих министерств. В этот же день был подписан целый ряд перспективных контрактов. А это подтверждает, что Большой Камень – на пороге обнадеживающих перемен.

Автор: Надежда БРАЖИНА