Поймать и обезвредить
По мнению Генриха Костина, бухта Золотой Рог может стать экологически чистой
Генрих Костин, один из старейших водолазов Дальнего Востока, эколог и руководитель клуба подводного плавания «Восток», пришел в редакцию «В» и рассказал о той благородной и крайне важной деятельности, которой занимаются он и его единомышленники…
– В 1988 году было объявлено, что Золотой Рог – мертвая зона и его не восстановить. Мы решили заняться невозможным, – говорит Генрих Петрович. – Первые итоги увидели в 1992 году, когда стали убеждаться, что жизнь в Золотом Роге восстанавливается. Начинали мы группой в 90 человек, сейчас нас осталось пятеро. Но за это время мы получили бесценный опыт и ухитрились расширить живую зону донного биологического сообщества.
Чем же занималась группа Генриха Костина? Строила искусственные рифы, высаживали морских звезд на дне...
– Прежде всего, мы выяснили, что в Золотом Роге нет нефти, – продолжает свой рассказ Генрих Петрович. – Да и откуда ей взяться, если во Владивостоке ее не производят и через Золотой Рог не транспортируют? Значит, донное сообщество погибло только за счет влияния цивилизации – отсыпки, строительства гидротехнических сооружений…
Для начала энтузиастны-экологи восстановили дно, затем расселили там капусту-ламинарию, другие виды морской травы. Сначала это были небольшие плантации, которые в целом не давали серьезного эффекта. Но потом экологи добавили к донному сообществу морской гребешок. Он стал развиваться. Вернули на дно крабов, пять видов звезд...
– Золотой Рог постепенно становится генератором живого в заливе Петра Великого, – говорит Генрих Костин. – Этому помогают и благоприятные условия течения, все живое распространяется по Амурскому и Уссурийскому заливам. Мы помечаем тех моллюсков, кого расселяем на дне. И встречаем их потом довольно далеко от мест расселения. Как работаем на дне? Сначала делаем срез с обрастания судна, кладем на подготовленное место на дне, это создает удобный субстат, сверху кладем гребешок. Положили сотню – несколько тысяч потом сами выросли и распространились. Очень удобно класть звезды – они в шельфовой и литоральной зоне хорошо участвуют в газообмене суши-моря. И звезды лучше всего приживаются на Чуркинской переправе, как и другие донные обитатели. Они кормятся фекальными выбросами судов. Звезды вычищают все! Мы специально выбрали самое грязное место залива, чтобы на нем создать шельф и литораль, которая у нас была уничтожена.
Конечно, работу экологов не все понимают и ценят... Нерациональное хозяйствование, безграмотная отсыпка залива, строительство пирсов – убивают жизнь на дне. А современные моющие средства, которые прямиком из наших домов идут в залив? Если они убивают все живое в вашем туалете, то и в море тоже!
– Вы бы видели, какими чистыми стали у нас трубы канализации! – восклицает Генрих Петрович. – Да, они старые, но – чистые! «Доместосы» и «Кометы» все вычистили. Но мы не теряем надежды восстановить полноценное донное сообщество. У ТЭЦ-2 бросили на дне с десяток морской капусты на корнях. Знаете, как она разрослась! Море само себя спасет, надо только ему помочь.
По словам Костина, точно определена зона, где донное сообщество укрепилось, стало стабильным. Это три с половиной квадратных километра бухты. За 16 лет – неплохо.
– В бухте было нами найдено 120 тонн металлолома, – говорит Генрих Костин. – Вообще в этом смысле Золотой Рог – золотое дно! Там слои меди, железа… Умные ребята давно его собирают и сдают. Иногда мы их просим – парни посмотрите, что там между железками лежит на дне. И они приходят и докладывают: там – три звезды, там – пять, причем разного вида. И я понимаю – раз звезды прижились, следом пойдут краб и трепанг.
По мнению Костина, донное биосообщество можно восстановить и на Шаморе, если взяться за это всерьез.
– Хотим на Чуркинской переправе сделать адаптационную ферму, – говорит Генрих Петрович. – И на ее основе создать такие виды дна, которые сегодняшняя цивилизация не разрушит. У бухты пока хватает сил восстановиться. Нам надо успеть создать ферму и выучить специалистов. Если успеем, научим донное сообщество выживать в той кошмарной среде, которая его окружает, значит, дадим шанс не только морю, но и себе.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ