Дети нужны нам самим

Шутники советских времён переделали популярный лозунг «Пьянству – бой!» на английский манер: «Пьянству – boy, а наркотикам – girl!». Старая шутка, к сожалению, не утратила актуальности.

3 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2625 от 3 нояб. 2009

Шутники советских времён переделали популярный лозунг «Пьянству – бой!» на английский манер: «Пьянству – boy, а наркотикам – girl!». Старая шутка, к сожалению, не утратила актуальности.

Однако по прошествии многих лет, по мере появления и роста собственных детей – мальчиков и девочек, смешной она уже не кажется. Истории, что называется, из первых уст, услышанные от сына и его одноклассников, а также прочитанные в «тинейджерской блогосфере», потрясают и ужасают. И дело даже не в том, что дети пьют много и регулярно – что само по себе скверно, однако пока все живы и здоровы (в силу девственно чистой печени), представляется любящим родителям злом относительно терпимым. Хуже тот риск, которому подростки подвергают себя по ночам, когда «гонцы» отправляются за добавочной порцией спиртного и становятся лёгкой добычей пасущейся вокруг круглосуточных магазинов «гопоты» – практически сверстников и практически профессиональных преступников. Опасности подвергаются и более взрослые потребители алкогольной продукции, но нас жалко как-то в меньшей степени.

Поэтому сердце радовалось у автора этих строк, когда на октябрьской сессии краевого парламента депутаты приступили к рассмотрению буквально революционного для данной сферы закона: о запрете продажи крепкой алкогольной продукции для всех организаций розничной торговли с 23 до 7 часов («В» уже сообщал об этом в заметке под названием «Полусухой закон»). Правда, разного рода кабаков этот запрет не касается, но параллельно в Приморье вводится «комендантский час» для несовершеннолетних с аналогичным временным ограничением на их пребывание в том числе в злачных местах.

Второй раз депутаты порадовали меня, когда в Госдуме на днях выступили с инициативой продавать алкогольную продукцию, и в том числе пиво, только по предъявлении документов. По замыслу парламентариев, это может быть паспорт, военный билет, водительское удостоверение или любой документ, в котором есть фотография и указана дата рождения. Как известно, в России запрет на продажу алкогольной продукции и пива несовершеннолетним установлен, но реализация этого запрета не поддерживается правом продавца требовать документы у покупателя.

Во многих цивилизованных странах подобная норма действует неукоснительно. У автора этих строк, например, в мои тогдашние сорок лет потребовала паспорт темнокожая кассирша ликёрной лавки в Северной Каролине. Они там что, больше любят своих детей? Испытывают большую, чем у нас, ответственность за количественный и качественный состав следующего поколения?

Судя по ряду признаков, «партия и правительство» всерьёз озаботились юными россиянами, сызмальства пропивающими свои жизни. «Верхи» явно хотели бы, чтобы пьянству не доставались ни boy, ни girl. Дети нужны нам самим. Вопрос как всегда в том, дойдёт ли эта политическая воля до самых низов, до участкового – чьего-то отца и продавщицы – чьей-то матери?

Автор: Александр Карташов Анисимович