Немцы в Кневичах

Международный терминал, возводящийся в рамках реконструкции аэропорта Владивосток на территории военного аэродрома «Кневичи», – объект уникальный. И не столько благодаря своим конструктивным особенностям, сколько из-за наличия частного инвестора и иностра

30 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2624 от 30 окт. 2009
4b2561674d874bcb54f01c1a181a6de7.jpg

Международный терминал, возводящийся в рамках реконструкции аэропорта Владивосток на территории военного аэродрома «Кневичи», – объект уникальный. И не столько благодаря своим конструктивным особенностям, сколько из-за наличия частного инвестора и иностранного генподрядчика.

Конечно, назвать заказчика терминала (или, говоря официально, вокзала международных и внутренних сообщений), в качестве которого выступает ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», частным инвестором можно лишь с известной долей условности. Все сто процентов акций этого ОАО принадлежат Росимуществу, но в начале октября стало известно, что главный аэропорт страны будет включён в план приватизации на 2010 год. Разумеется, с сохранением контрольного пакета у государства.

Тем не менее множество других объектов, строящихся к саммиту АТЭС 2012 года, финансируется напрямую из государственного бюджета. И это при том, что из 280 миллиардов рублей, запланированных на подготовку Владивостока к саммиту, 70 миллиардов должны были внести частные инвесторы. До сих пор помимо федерального бюджета и ОАО «Шереметьево» к финансированию строительства объектов саммита подключился лишь краевой бюджет Приморья. Особенно явно финансовое участие края проявляется в проекте бюджета 2010 года, где на подготовку к саммиту, в том числе в рамках краевой программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», заложено 14 миллиардов рублей. Правда, некоторые члены краевого парламента говорят о необходимости сокращения этой суммы из-за её непосильности для краевого бюджета (собственные доходы которого запланированы в объёме около 32 миллиардов рублей), но эти депутаты не принадлежат фракции парламентского большинства.

Что касается национальной принадлежности генерального подрядчика реконструкции аэропорта, то это 100-процентные немцы. Самая большая в Германии и третья в Европе строительная компания Hohtief с годовым оборотом в 18 миллиардов евро имеет на своём счету десятки аэровокзальных комплексов, построенных по всему миру. В этом числе – построенный к Олимпиаде 2004 года аэровокзал в Афинах, а также возведённые за последнее десятилетие терминалы в Вене, Праге, Бейруте, Бишкеке и прочих столицах Европы и Азии, не говоря уже о практически всех крупных городах ФРГ. В Шереметьево Hohtief уже построил терминал «С» и планирует заняться терминалом «Е» мощностью 7 миллионов пассажиров в год.

Строящийся в Кневичах терминал немногим уступает вышеупомянутым объектам: его запланированная мощность составляет 3,5 миллиона пассажиров в год, или 1360 пасссажиров в час. Как пояснил корреспонденту «В» руководитель представительства Hohtief в России Том Шмидт, у нового здания аэровокзала общей площадью 45 тысяч квадратных метров будет пять посадочных мест на самолёты, четверть площадей предназначена для коммерческого использования. Примерно треть перевозок будет производиться на международных линиях, остальные – на внутренних. Проект предусматривает применение энергосберегающих технологий, включая такую особенность, как наличие «второго света» благодаря окнам в крыше.

По технической оснащённости новый аэровокзал будет одним из лучших в стране и сможет принимать самые большие из существующих лайнеров, включая «Боинг-747» и «А-340».
По словам свободно говорящего по-русски герра Шмидта, из нескольких изученных площадок для строительства единственной подходящей оказалась эта, расположенная поблизости от бывшей взлётной полосы аэродрома Кневичи. Здесь торфяники и грунтовые воды, но для «Hohtief» это не проблема: нужно лишь установить достаточное количество свай. Зато площадка оптимальна с точки зрения климатических и сейсмических условий.

С Томом Шмидтом и генеральным директором ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» Михаилом Василенко корреспонденты «В» встретились 12 октября, когда на взлётной полосе владивостокского аэропорта группа чиновников и журналистов ожидала прилёта премьер-министра Владимира Путина. Ожидалось, что премьер посетит стройплощадку «Hohtief», но этого не произошло, и нам показалось, что герр Шмидт несколько раздосадован этим обстоятельством – всё-таки он мог бы говорить с высоким гостем на своём родном языке.

К визиту Путина подготовились основательно, включая не только полномасштабную презентацию, но и изысканный фуршет с участием кухни и официантов известного владивостокского ресторана «Синдикат». Однако премьер ограничился посещением выставочного шатра, установленного на свежезалитой поверх старой военной ВПП бетонке, где молча выслушал пояснения министра транспорта РФ Игоря Левитина. Однако позже, в ходе совещания на о. Русском Владимир Владимирович затронул тему реконструкции аэропорта: «Эта работа, безусловно, очень важна для всего региона, не только для Владивостока. Будут две замечательные современные полосы по 3,5 тысячи метров. Военные смогут пользоваться этой инфраструктурой. Это позволит людям, которые здесь живут, чувствовать себя более комфортно и пользоваться современными услугами воздушного транспорта, летать напрямую в Европу и другие регионы мира».

Действительно, проектом предусмотрена возможность использования новых и реконструированных ВПП в военных целях. О боевом прошлом (и будущем) аэродрома свидетельствует стоящая в непосредственной близости от стройплощадки техника – от допотопной до просто устаревшей, включая транспортные Ан-12 с кормовыми пушечными установками, вертолёты Ми-4 и просто металлолом. Характерно, что и Шереметьевский аэропорт тоже изначально был военным: его начали строить в 1953 году в качестве Центрального аэродрома советских ВВС — боевой позиции ударной авиации, но уже в 1959 году подвергли конверсии.
По словам гендиректора ОАО «Шереметьево» Михаила Василенко, ввод нового терминала в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2011 года. На строительстве занято не более 30 процентов немцев – это руководящий состав, отметил Михаил Михайлович. Остальные 70 процентов – это рабочие руки, которые принадлежат пока что исключительно россиянам, включая местных жителей.

Что касается реконструкции аэродромного комплекса, включая обе ВПП и командно-диспетчерский центр, то здесь генеральным подрядчиком является «Корпорация «Инжтранстрой» – одна из крупнейших российских строительных компаний РФ, специализирующаяся на крупных инфраструктурных объектах. К визиту Путина генподрядчик и шесть его субподрядчиков сделали 2,5 километра обновлённой взлётной полосы и начали работы «с чистого листа» на оставшемся километре первой полосы, а также на второй ВПП. На отсыпку полос идёт скальная вскрыша из карьера Дробильно-сортировочного завода ООО «Востокцемент», расположенного в посёлке Заводской, оттуда же поступает щебень. Бетон делается самими строителями из Спасского цемента. Так что отечественные здесь не только трудовые ресурсы, но и строительные материалы. К проблемам можно отнести разве что разобщённость множества подрядчиков, особенно в финансовых вопросах, на что не преминул обратить внимание проинспектировавший аэропорту накануне визита Путина министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.

А министр транспорта РФ Игорь Левитин в ответ на просьбу корреспондента оценить ход работ на объектах аэропорта высказался кратко, но философично: «Всё идёт нормально. Лучшее – враг хорошего, поэтому всё должно делаться и делается по графику».