Красота – в мусоре

Каждое утро Нина с мужем начинают с обхода берега моря, что в пяти минутах ходьбы от их дома. Это так называемые дикие пляжи.

28 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2622 от 28 окт. 2009
bff09b7dd013cf4d443fb16209aec23f.jpg

Каждое утро Нина с мужем начинают с обхода берега моря, что в пяти минутах ходьбы от их дома. Это так называемые дикие пляжи.

Нина и Владимир собирают в большие мешки «следы жизнедеятельности» отдыхающих – пластиковые пакеты, стаканчики, верёвки, канистры, упаковки из-под пива и сока, бутылки, словом, всё то, что существа, гордо считающие себя цивилизованными, почему-то стесняются выбросить в урну и оставляют на природе.

Мусор, мешки мусора чета Никифоровых несёт… к себе домой. Нет, у них дома не склад утильсырья и не пункт переработки. У них – художественная галерея «Белая лошадь». Место красоты, покоя, душевной гармонии. Скульптурами, рамами для зеркал, инсталляциями, которые выставлены в «Белой лошади», восхищаются и знатоки искусства, и простые посетители. И никто не верит поначалу, что вся эта красота была когда-то мусором на пляже.
Да, для создания предметов искусства Нине Никифоровой нужны не лёгкие изящные кисти или аккуратный гончарный круг, а газовая горелка, ножи, термоклей, фен, перчатки… Иногда работа бывает настолько сложной, что пальцы на руках немеют от усталости.

- Иногда я смотрю на свои руки и удивляюсь на секунду, - говорит Нина. – Неужели это руки врача? Особенно когда они вдруг перестают сгибаться, и только помощь моих бывших коллег возвращает возможность творить.

Да, несколько десятков лет Нина Никифорова была врачом – и во Владивостоке многие пациенты вспоминают её с благодарностью. А потом… Потом случилась авария, жуткая, тяжёлая; травма позвоночника, после которой не то что восстановиться - выжить было очень сложно.

- Но кто-то там, наверху, - говорит Нина, - дал мне вторую жизнь. И мне многое захотелось поменять.
Творческой личностью Нина была всегда. Те, кто дружил с нею в мединституте, например, вовсе не удивляются, когда узнают, что теперь она – творец. Ты, говорят, просто раскрыла вторую сторону своей натуры.

- А я поняла, что мне нужно заниматься чем-то другим. Спасать планету от гибели, как бы пафосно это ни звучало. Мы утонем в мусоре, если не найдём ему места в цепочке превращений. Я до сих пор не знаю, откуда ко мне пришло понимание того, как это делать: как из канистр, банок, верёвок, стаканчиков делать красоту. Никогда этому не училась, даже как называется узнала недавно. Оказывается, много лет назад немецкий художник и график Курт Швиттерс занимался созданием произведений искусства из мусора, хлама и назвал это «мерц». Но он интересовался больше связями между предметами, искусством, я же во главу угла поставила другое – борьбу с экологическим бедствием.

Вокруг дома и галереи «Белая лошадь» забор из 14 тысяч пластиковых бутылок. Те, кто приходит сюда в первый раз, ещё у входа начинают фотографировать: и изгородь, и ворота… Они весят 350 килограммов и украшены десятками расплавленных мини-канистр, которые превратились то ли в цветы, то ли в камни- самоцветы. «Белая лошадь» - одна из главных достопримечательностей Геленджика – именно в этом южном приморском городе Нина с мужем живут уже около 10 лет. Заметим, власти города, впечатлённые тем, что делают Нина и её муж, без разговоров выдали им в собственность землю под галерею…

– Смотрите, вот эти домовёнки – расплавленные канистры. А велосипеды на заборе – это мы ещё с владивостокской свалки привезли, - смеётся Нина. – Эта инсталляция – мешки, дырявый и брошенный кем-то бассейн, подошвы от ботинок. А вот это – земной шар. Почти восемь килограммов пластиковых пакетов на него ушло! Я назвала его «Прости, Земля!». Я часто эту песню вспоминаю: «Прости, Земля, мы ведь ещё растём, своих детей прости за всё, за всё…».

Невероятно, какая красота рождается в прямом смысле из сора. И много ли его уходит?
- Много, - говорит Нина. – Килограммы, десятки килограммов. Меня это очень удовлетворяет, чем меньше мусора в окружающей среде – тем я счастливее!

За три с половиной года, что существует галерея, у Нины Никифоровой было уже 14 выставок. Побывавшие на них жители и гости Геленджика, журналисты, искусствоведы восхищались, удивлялись, многие спрашивали: как пришла идея, почему из мусора?

- Знаете… - Нина говорит взволнованно, страстно, - мне стало больно смотреть на грязь, на горы мусора, физически больно. Невыносимо видеть, как Земля превращается в свалку. Я сама не могла долго понять, зачем мне это, а потом поняла – именно для этого мне дали второй шанс. Я своими работами стараюсь объяснить людям, дать им понять, что это – не мусор и что мусорить не надо. Ведь творить такую красоту из обычных отходов могу не только я. Главное – остановиться, опомниться!

Нина Никифорова проводит мастер-классы, на которых охотно делится своими умениями, технологиями, идеями. Собственно, и во Владивостоке, куда она приехала недавно в гости, Нина общалась с художниками, людьми неравнодушными. Её заветная мечта – организовать в нашем городе что-то вроде филиала «Белой лошади». Ведь чего-чего, а материала на берегах Амурского и Уссурийского заливов на множество картин и инсталляций хватит… Нина Никифорова готова и поддержать, и помочь, если надо, только бы появились единомышленники.

- Знаете, иногда я не могу понять, что можно сделать из какой-то вещи, - говорит Нина. – Прихожу на берег моря, сажусь, подхожу к воде. И идеи берутся словно из воздуха, иногда в голове образы сами собой рисуются – как и что это может быть. Меня вдохновляет природа, а я, как могу, стараюсь отблагодарить её. Конечно, мои усилия – капля в море, но если будут сподвижники…

Нина, кстати, выиграла грант – скоро её работы поедут в тур по странам Причерноморья. Устроители говорят, что ничего подобного им видеть не приходилось. Когда Нина Никифорова патентовала свой фирменный знак, выяснилось, что «Белая лошадь» - единственная в мире галерея работ, созданных из отходов бытового пластика, галерея культурно-экологического направления. Единственная в мире! И автор её – наша землячка, человек родом из Владивостока! Есть повод для гордости. Впрочем, своей уникальностью Нина ни капли не кичится. Она радуется будущему туру как возможности не только показать свои работы, но и главное – поделиться идеями.

- Четыре года назад у меня появилась галерея, - говорит Нина, - и я быстро поняла, что не хочу обычных арт-тусовок, восторгов ради восторга. Мне нужно другое – чтобы люди выходили от меня с желанием остановить пластиковый беспредел, с пониманием, как это можно сделать. Я делаю арт-объекты, а кто-то, может, кирпичи или прессованные брикеты для разных нужд, главное – чтобы мусора становилось меньше. Мне большие деньги предлагают за работы – знакомые дизайнеры, работающие на Европу, говорят: давай нам свои рамы для зеркал, например, мы их в интерьеры будем встраивать – да ты будешь как сыр в масле! А для меня другое важно… Уверена: если начну гнаться за выгодой, вдохновение исчезнет.

Семья – муж, сын – поддержала Нину безоговорочно. Работают в «Белой лошади» вместе с Ниной. Муж помогает там, где женской силы просто не хватает: отпилить, согнуть, тот же забор из 14 тысяч бутылок сложить одной – разве бы удалось?

- Я вижу настоящий интерес к своей работе, - говорит Нина, - ну правда, ведь наболело: кругом столько мусора! И по книге отзывов мне ясно, как после посещения галереи меняется сознание людей. Это радует, вы не представляете как! Конечно, иностранцы проникаются быстрее, но и соотечественники тоже. Это вселяет надежду.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ