Нефть – всему голова

Началась закачка нефти в технологические системы нефтепорта «Козьмино». С площадки сливных эстакад «чёрное золото» потекло в резервуары порта, чтобы впоследствии наполнить ёмкости танкеров. Вместе с нефтью по территории порта двигались и корреспонденты «В

28 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2622 от 28 окт. 2009
523859969f320a2acb163ced72fca5d5.jpg

Началась закачка нефти в технологические системы нефтепорта «Козьмино». С площадки сливных эстакад «чёрное золото» потекло в резервуары порта, чтобы впоследствии наполнить ёмкости танкеров. Вместе с нефтью по территории порта двигались и корреспонденты «В».

Первое впечатление от увиденного в Козьмино – это чувство, что находишься не в России. Наверное, оно возникает потому, что после распада СССР приморцы отвыкли от больших строек, которые за короткое время полностью меняют ландшафт и уклад жизни в том или ином районе. Новый нефтепорт по соседству с Восточным как раз из разряда таких строек.

- То, что вы видите вокруг, мы построили за 15 месяцев. Ничего подобного в России за последние десятилетия никто не строил. Фактически мы создали для российской нефти экспортные ворота в АТР, - с гордостью заявил журналистам генеральный директор ЗАО «Трест Коксохиммонтаж» Валентин Фуфаев, когда в четверг в Козьмино прибыли первые цистерны с восточно-сибирской нефтью. Действительно, масштаб проделанных работ поражает: «стройка века» охватила территорию в 144 гектара, рабочие привлекались со всей России, а технологии – со всего мира.

Железная дорога в нефтяное будущее

Поскольку на первом этапе реализации проекта ВСТО единственным средством доставки нефти в Приморье является железная дорога, без серьёзной модернизации существующей в районе Находки инфраструктуры было не обойтись. В ходе реализации проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к бухте Козьмина под Находкой для пропуска нефтяных маршрутов» была проведена реконструкция контактной сети на перегонах Кузнецово – Находка и Находка – Хмыловский, построен второй главный путь на участке Находка – Хмыловский, два дополнительных приёмоотправочных пути и пост электрической централизации на разъезде Хмыловский. А в районе села Екатериновка, где железная дорога расходится на Находку и порт Восточный, появилась железнодорожная развязка в разных уровнях. Был построен ещё один железнодорожный мост через реку Партизанскую, который установлен на опоры существующего автомобильного моста. Так что теперь очередь за автодорожниками, которым необходимо построить новый автомобильный мост взамен «отобранного».

В отдельный проект было выделено строительство станции Грузовая и подъездных путей к ней. Новая станция появилась в районе десятого километра участка Хмыловский – Находка-Восточная. На станции имеются две двусторонние сливные эстакады вместимостью 72 вагона. В сутки здесь может разгружаться до 720 цистерн. В холодное время года для разогрева цистерн будет работать специальная котельная, мощность которой позволяет обслужить целый состав всего за 20 минут.

По словам пресс-секретаря ДВжд Александра Артамонова, железнодорожная составляющая проекта ВСТО сохранится до ввода в эксплуатацию второй очереди системы, когда будет проложена труба от Сковородино до Козьмино. После этого, как полагают железнодорожники, станцию можно будет использовать в качестве контейнерного терминала либо перевалочного комплекса. Кроме того, усиленная железнодорожная инфраструктура может быть использована в случае увеличения объёмов перевозок угля в порт Восточный.

Порт назначения - Козьмино

С площадки сливных эстакад нефть по 23-километровому трубопроводу перекачивается в резервуары нефтебазы, расположенные на высоком берегу бухты Козьмина. По пути «чёрное золото» проходит через узел средств очистки и диагностики качества. Сама площадка нефтебазы разделена на четыре части: это резервуарный парк общей ёмкостью 350 тысяч кубометров, промышленная зона, служебно-хозяйственная часть, очистные сооружения. Служебно-хозяйственная часть включает в себя административные помещения, столовую, душевые, санузлы - в общем, всё, что необходимо для рабочих.

Как заявила «В» пресс-секретарь СМНП «Козьмино» Ольга Самускевич, особое внимание при проектировании и строительстве было уделено защите окружающей среды. А строительные площадки порта стали ещё и съёмочными площадками документального фильма про экологию.

По словам специалистов нефтепорта, для защиты от разлива нефти в грунт уложен противофильтрационный экран из гидроизолирующей плёнки. Дождевые, талые и производственные воды с территории нефтебазы будут проходить очистку до уровня, безопасного для сброса в водоём рыбохозяйственного назначения. А для танкеров за сброс отработанных вод в акватории порта предусмотрены жёсткие санкции вплоть до отказа в обслуживании. На случай пожара на территории нефтепровода согласно договору с МЧС развёрнута собственная пожарная часть, а кроме того, в системе пожаротушения предусмотрено использование морской воды. Что касается охраны объекта от посягательств извне, то она также на высоте.

- Любой объект стратегического значения подразумевает наличие системы охраны. Наш порт имеет предупредительную, сигнальную и защитную системы ограждений, призванные предотвратить любые попытки проникновения посторонних лиц, - рассказал журналистам ведущий специалист службы безопасности СМНП «Козьмино» Сергей Величко. – Весь периметр объектов порта находится под видеонаблюдением, круглосуточно дежурит вооружённая лицензированная охрана из числа бывших сотрудников силовых структур.
Таким образом, десять резервуаров под нефть (на данный момент построено семь) будут находиться под пристальным вниманием охраны. Кстати, в самих резервуарах использована новая для России конструкция с плавающей крышей, которая «всплывает» по мере наполнения ёмкостей нефтью.

С площадки нефтебазы «чёрное золото» будет подаваться на площадку морских и береговых сооружений с выносным нефтепирсом. Глубина бухты около пирса доведена до 25 метров, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 150 тысяч тонн. Это, конечно, не супертанкеры, но, учитывая, что нефть «поплывёт» на небольшие расстояния в сопредельные страны АТР, данный масштаб вполне достаточен. Кстати, на втором этапе реализации проекта ВСТО планируется построить ещё один причал для танкеров, но здесь на первый план уже выходят вопросы наполнения трубы – нефтевозы нужно будет чем-то загружать.
Чем заполнить трубу?

21 августа началась промышленная добыча нефти на Ванкорском месторождении в Красноярском крае. В перспективе именно Ванкор станет основным источником нефти для ВСТО – предполагается, что нефть оттуда придёт в Козьмино уже в январе. Однако пока нефть в Приморье поступает с Талаканского месторождения, откуда она в реверсном режиме по уже построенному участку нефтепровода перекачивается в Тайшет.

Ориентировочно в начале ноября после технологических испытаний будет сдан в эксплуатацию нефтеналивной терминал в Сковородино, куда талаканская нефть идёт напрямую, в аверсном режиме. Тогда же там начнётся отгрузка вагонов непосредственно с товарной нефтью, то есть той, которая пойдёт на экспорт в страны АТР.

Что касается сроков загрузки первого танкера, то изначально датой этого поистине эпохального события определялось 25 декабря нынешнего года. Однако этот срок, скорее всего, будет перенесён на более раннюю дату – к приёму судов порт будет готов уже в ноябре. Предполагается, что основными отечественными компаниями-пользователями ВСТО станут «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Роснефть».

Ударим портом по безработице


Строительство нефтепорта ощутимо снизило уровень безработицы в окрестных населённых пунктах. Согласно подсчётам 70 процентов работников «Козьмино» – местные. А всего в следующем году численность работников порта составит 800 человек. Для работников предприятия в посёлке Первостроителей строится малоэтажный жилой посёлок, здесь же в одной из школ организован профильный класс, он будет готовить смену для СМНП.

Университеты эти школьники окончат аккурат к моменту полной реализации проекта ВСТО, который намечен на середину будущего десятилетия. К тому времени здесь должен появиться ещё и нефтеперерабатывающий завод, что позволит Приморью получить собственный бензин. И конечно же новые рабочие места и налоговые отчисления.

Пока неясны перспективы железнодорожной инфраструктуры в районе порта. По мнению пресс-секретаря ОАО «Транснефть» Игоря Дёмина, после того, как нефтяная труба дойдёт до Приморья, станция окажется не у дел. Однако железнодорожники уверены, что миллиардные вложения в железнодорожный узел Козьмино не пропадут даром и созданную для пропуска нефтяных маршрутов инфраструктуру можно будет эффективно использовать и после ввода второй очереди ВСТО. Впрочем, до этого момента утечёт ещё много воды. И много нефти – за рубеж…

СправкаА «В»

Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) ведётся с целью транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки стран АТР. Планируемая пропускная способность трассы – 80 миллионов тонн нефти в год.

Протяжённость – свыше 4770 километров. Маршрут нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» проходит через Иркутскую область, республику Саха (Якутия), Амурскую область и Хабаровский край. На первом этапе реализации проекта ВСТО нефть железнодорожными составами доставляется из Сковородино в приморский порт Козьмино. Строительство первой очереди Тайшет – Сковородино длиной 2757 километров начато в апреле 2006 года. Первоначальная мощность порта в Козьмино составит 15 миллионов тонн нефти в год, на втором этапе реализации проекта ВСТО её планируется довести до 50 миллионов тонн.

Автор: Записал Александр САЛКОВ