День автомобилистов на любой вкус

В минувшую субботу столица Приморья начала Всероссийскую акцию протеста автомобилистов. На привокзальную площадь Владивостока по призыву местного отделения Федерации автомобилистов России (ФАР), товарищества инициативных граждан (ТИГР) и регионального отд

27 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2621 от 27 окт. 2009
1c3d82c88edccb38fb82c744f355dd7b.jpg

В минувшую субботу столица Приморья начала Всероссийскую акцию протеста автомобилистов. На привокзальную площадь Владивостока по призыву местного отделения Федерации автомобилистов России (ФАР), товарищества инициативных граждан (ТИГР) и регионального отделения КПРФ собралось около тысячи человек. А по соседству с митингующими – на центральной площади города – прошло автомотошоу.

Организаторы праздничного мероприятия – Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса, мэрия Владивостока и общественные автообъединения собрали на площади множество «тюнинговых» машин, сделанных их владельцами уникальными. В центре внимания оказались не иномарки, а представители отечественного автопрома, над которыми поработали мастера аэрографии.

На митинге по соседству японские машины стали камнем преткновения непримиримых сторон. Манифестанты намеревались потребовать отмены постановления о повышении пошлин на ввоз импортных автомобилей, изменения формулировок техрегламента, вводящих фактический запрет на импорт машин из Японии. Многочисленные плакаты, с которыми пришли активисты, призывали правительство «договориться по-хорошему», «чтить Конституцию и народ», «убрать руки от наших машин», перестать «решать проблемы олигархов за счёт народа» и т.д. Некоторые лозунги и плакаты представители правового отдела краевой администрации потребовали у организаторов убрать, потому что они не соответствовали заявленным в уведомлении целям митинга.

Мероприятие началось с 20-минутной задержки – распорядителя акции Максима Веденеева задержала милиция. Оказалось, что поводом для этого стало заявление одного из вице-губернаторов Приморья о том, что организатор мероприятия намерен провозглашать экстремистские лозунги и призывать к перекрытию магистралей. «Меня приглашали на неофициальный разговор в «Белый дом» и предлагали принять участие в работе согласительной комиссии, которая выработает предложения правительству для совершенствования техрегламента, – рассказал «В» Максим Веденеев. – Я отказался, и последующий за этим шаг представителя власти стал неожиданностью для меня».
Не сразу было выбрано и место мероприятия: администрация края не согласовала проведение акции на Корабельной набережной Владивостока. К тому же председатель городского совета ветеранов Яков Кан обратился к организаторам митинга с призывом не устраивать акции протеста около памятников и мемориалов. Но в итоге место нашлось всем – и манифестантам, и любителям креативных авто.

«Повышение таможенных пошлин, грядущее увеличение транспортного налога, принятие нового технического регламента, отсутствие рациональной транспортной инфраструктуры, повышение цен на топливо и произвол ГИБДД - всё это противоречит интересам автомобилистов, с которыми, по сути, ведётся необъявленная война», – объяснила на митинге суть недовольства уполномоченный представитель Федерации автовладельцев РФ в Приморском крае Анастасия Загоруйко. – Согласно техрегламенту идентификационные номера автомобилей (VIN) должны быть 17-значными. Но для автомобилей, выпускаемых для внутреннего рынка Японии, VIN-коды 11-значные. Таким образом, новая редакция технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, вступающая в силу в сентябре 2010 года, предусматривает фактический запрет на ввоз подержанных автомобилей из Японии».

Борьба с правым рулём обернулась для региона не только сокращением рабочих мест, но и падением таможенных сборов. За девять месяцев Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) перечислило в бюджет на 52 млрд рублей меньше. Начальник ДВТУ генерал-майор таможенной службы Сергей Пашко не скрывает, что причина этому – сократившийся в десять раз ввоз импортных автомобилей. Почти в девять раз снизилось количество ввезённых грузовиков, и в четыре – автобусов. «И хотя мы можем отметить небольшое оживление в последнее время, оно несопоставимо с тем, что было раньше, – констатировал главный таможенник Дальнего Востока. – За три квартала прошлого года платежи за ввезённые автомобили составили 34,6 млрд рублей, за три квартала этого года – 7,17 млрд».

До начала акции протеста на сайте ФАР шёл сбор подписей к обращению к президенту Дмитрию Медведеву с требованием отмены постановления правительства «О повышении ввозных таможенных пошлин на автомобили» и приведения технического регламента в соответствие с интересами автовладельцев. Под ним подписи поставили 72807 человек, Владивосток, собравший 7049 подписей, занимает второе место после Москвы.
И всё же организаторы, ожидавшие большей активности приморцев на митинге, не скрывали недовольства итогом акции. Два часа (столько длилось мероприятие) на привокзальной площади дежурила милиция. Но митинг прошёл спокойно, за что организаторы объявили благодарность главе УВД края Андрею Николаеву.

Итогом акции протеста стала резолюция, в которую вошли требования отмены транспортного налога, проведения расследования причин высокой стоимости топлива на внутреннем рынке с целью выявления картельного сговора производителей, корректировки техрегламента с учётом российских реалий и отмены продлённого постановления о повышении ввозных таможенных пошлин на автомобили и т.д. Как заявила полномочный представитель ФАР в Приморье Анастасия Загоруйко, ФАР готовит иски в Конституционный суд с требованием признать нарушающими российские законы решения о поднятии пошлин на иномарки и некоторые пункты технического регламента. Протестующие дали правительству на размышление 30 дней.

«Люди поймут, что у них не просто отбирают правый руль, их лишают права выбора. Если наши требования останутся незамеченными, то мы перейдём от упредительных акций протеста к Всероссийским акциям гражданского неповиновения, – нарисовал дальнейший план действий соучредитель Приморской правозащитной региональной общественной организации «ТИГР» Алексей Бондарь.

Организаторы альтернативного способа празднования Дня автомобилистов, вручив призы участникам автомотошоу, пообещали сделать его ежегодным проектом регионального масштаба.

Вице-губернатор Александр Шемелев:

«Техрегламент принят, но начинает работать через год, значит, есть время для его осмысления и диалога с разработчиками. В администрации края изучили этот документ и сформулировали несколько сомнительных позиций: приборы освещения, 17-значный VIN-код, интерфейсы оборудования, длина автопоездов и т.д. Я лично заинтересован в том, чтобы сложившаяся за 15 лет среда в крае была комфортной для жителей и дальше. И если есть неудобства и проблемы, надо о них говорить и их решать, но делать это цивилизованными методами. Можно пойти с заявлениями на площадь, а можно избрать продуктивный вариант – обсудить проблему со специалистами и направить предложения через партию власти, которая имеет больший вес и потенциал и способна добиться желаемого.

Депутат думы Владивостока Игорь Чемерис:

«Вступление в силу технического регламента не приведёт к запрету эксплуатации ввезённых ранее машин с правым рулём. Но есть некоторые положения в документе, которые требуют чётких юридических формулировок и разъяснений со стороны соответствующих государственных органов. Для этого необходимо сесть за стол переговоров для конструктивного обсуждения проблемы. Сформулировать краеугольные вопросы по техрегламенту, запротоколировать их и направить в Москву в государственно-политический клуб «ЕР». С тем, чтобы партия власти смогла оказать содействие в решении поставленных вопросов в правительстве».

Депутат Заксобрания Приморья Виктор Рева:

«Молодое поколение не должно жить в стране доживания, целью должно стать обустройство страны развития. А с подержанными японскими машинами этого не получится, потому что рассчитаны они на умирающий город. Желающие жить в стране будущего должны поддерживать развитие отечественного автопрома, чтобы создавались рабочие места, чтобы строились для них новые городские дороги. Мы просто боимся отказаться от привычного и повернуться к новому. Надо исходить из того, что мы сможем проложить крепкие дороги, построить качественные автомобили. И надо задуматься, что для этого надо. И в первую очередь посмотреть на соседа, который поднимается быстрее и эффективнее за счёт ограничений для иностранного капитала. Пусть другие страны решают свои финансовые проблемы не за наш счёт».

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА