Куда уходят тигры?

Учёные и экологи бьют тревогу – на Дальнем Востоке сокращается количество амурских тигров.

21 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2618 от 21 окт. 2009
02d8cc6d0ef841bf4fecb7e5cc57fc68.jpg

Учёные и экологи бьют тревогу – на Дальнем Востоке сокращается количество амурских тигров.

Символ нужно спасти

16 октября в офисе Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России состоялась пресс-конференция, посвящённая амурскому тигру. В ней приняли участие Дейл Микелл, директор представительства Общества сохранения диких животных (WCS) во Владивостоке, Дмитрий Пикунов, доктор биологических наук, заведующий лабораторией Тихоокеанского института географии (ТИГ) ДВО РАН и специально приехавший из Хабаровска Юрий Дунишенко, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства (ВНИИОЗ). На пресс-конференции речь шла о выявившемся в последние годы резком сокращении количества и самого тигра, и копытных в Приморском и Хабаровском краях.

Красивый полосатый хищник (и, к слову, самый крупный из всех тигров на планете) всегда был символом Уссурийской тайги. Он обитал на огромной площади от крайнего юга Приморья до юга Якутии. О тигре писали все путешественники и исследователи Дальнего Востока, о нём ходили самые страшные слухи – во многом преувеличенные, надо сказать. Описание случаев нападения тигра на домашних животных и человека может составить целую книгу (как и эпизодов охоты на него). До начала прошлого века о сохранении тигра, конечно, никто даже не задумывался. Его, как хищника, «вредящего людям», просто уничтожали. К тому же тигриная шкура считалась хорошим трофеем, а его кости и прочие части (дериваты, как принято говорить сейчас) весьма ценились в китайской медицине.

В итоге к 1940 году (когда, как говорится, подсчитали – прослезились) «символов тайги» на всём Дальнем Востоке осталось не более 30. Только после этого усилиями учёных и в первую очередь зоолога Льва Капланова был введён запрет на добычу зверя в любой форме. Количество тигров начало расти. К 1960 году тигров в Приморье насчитывалось около 100, в 1970-м – примерно 150, в 1980 – около 220 особей. Все эти годы их старательно изучали и скрупулёзно подсчитывали. После того как все узнали, что тигров на Дальнем Востоке около полутысячи особей, тревога за их будущее как-то улеглась. Но, как оказалось, рано успокоились...

Хищник «под колпаком»

Вообще официальным и наиболее точным источником данных о количестве тигров служит единовременный его учёт на всём ареале обитания, то есть в Хабаровском и Приморском краях. Мероприятие это очень затратное и потому проводится только раз в 10 лет. Последний такой учёт был проведён в 2005 году и показал количество тигров в пределах 428-502 (разброс вызван математической погрешностью). Предыдущий учёт 1995 года дал цифру 415-476 особей, что позволяло считать популяцию стабильной. Чтобы контролировать ситуацию между учётами, была разработана программа мониторинга, то есть наблюдения за тиграми. Для этого по всему ареалу их обитания выделено 16 таёжных площадок общей площадью 23555 кв. километров, на которых дважды за зиму учётчики подсчитывают все встреченные следы, включая копытных.

В этой работе принимают участие сотрудники заповедников, охотхозяйств, институтов ДВО РАН, общественных организаций. Координируют программу Общество сохранения диких животных (WCS) и российские государственные структуры, финансирует Фонд сохранения тигра (STF), а с нынешнего года – и ДВО РАН. Программа мониторинга популяции амурского тигра действует 12-й год и позволяет оперативно выявлять наметившиеся тенденции в изменении количества тигров и копытных – кормовой базы хищника.

Так вот, в 2005 году взрослых тигров на участках мониторинга насчитали 115, что значительно превышало средний показатель за 12 лет (95 особей). Но к 2009 году эта цифра снизилась до 56 особей – это всего 60 процентов от среднего показателя. Такая тенденция сильно обеспокоила учёных, занимающихся проблемой сохранения тигров.

«Идёт отстрел»

На пресс-конференции Дейл Микелл из WCS рассказал об итогах 2009 года. Так, на 12 из 16 участков отмечено снижение количества тигров, на 13 из 15 участков – изюбрей, на 12 из 16 – косуль. Причиной может быть чрезвычайно снежная зима 2008-2009 годов, когда из-за глубокого снега многие животные просто не могли передвигаться. Как следствие этого - весной было найдено много останков погибших копытных, причём не только косули, кабарги, пятнистого оленя, но даже и более крупных – кабана и изюбря. Разумеется, уменьшение кормовой базы могло повлиять и на количество тигров. Но сопровождающие доклад Дейла Микелла графики наглядно показали: это общая тенденция последних лет. По мнению учёных, основных причин сокращения количества тигров и копытных две: браконьерский отстрел и разрушение местообитаний диких животных.

Дмитрий Пикунов, координатор программы мониторинга, ведущий наблюдения за тиграми с начала 1960-х годов, также отметил, что количество тигров катастрофически падает на всех мониторинговых площадках. По его мнению, за последние годы резко возросло браконьерство – это касается как копытных, так и непосредственно тигров.

- Продолжается деградация тайги, диким животным просто негде жить, – продолжил учёный. – Если мы не прекратим рубки кедра, потеряем тигра. Прокладываемые нефтепровод и газопровод затрагивают 30 участков обитания тигров только в Сихотэ-Алине. Никто не против этих, безусловно, нужных проектов. Но крупные фирмы должны выплатить компенсацию за порчу мест обитания, которая пойдёт, например, на проведение биотехнии в охотхозяйствах. Это же касается и строительства новых автотрасс.

Юрий Дунишенко заявил, что не склонен драматизировать ситуацию. 12 сезонов наблюдения, по его мнению, - срок довольно малый. Возможно, это аномалия.

- Но в целом обстановка настораживает, – говорит он. – Ведь такое обвальное снижение произошло за счёт уменьшения количества взрослых особей, а не детёнышей, как бывало и раньше. В Хабаровском крае тигр обитает на границе видового ареала, поэтому обстановка меняется острее, а негативные тенденции проявились ещё раньше. Например, сокращение количества изюбрей – в 2,5 раза, косуль – в 6 раз. В Хабаровском крае на модельных площадках было около 30 тигров, сейчас - 11. Ни для кого не секрет, что идёт отстрел тигров. По неофициальным данным, в год в Хабаровском крае исчезают 8-12 тигров. Новые правила охоты несовершенны, они увеличивают сроки охоты на копытных. Так мы добьём всех зверей...

Кто хозяин тайги?

О браконьерском отстреле тигров разговор был особый, очень эмоциональный. В сравнение с цифрой из Хабаровского края Павел Фоменко, координатор программы по сохранению биоразнообразия Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы, привёл приморские (тоже, разумеется, негласные) сведения: только в Красноармейском районе за нынешний сезон было убито 12-14 тигров. Если же брать во внимание данные вполне официальные, то в Приморье за последние девять лет убито 23 тигра. Возбуждено 18 дел, из них только одно дошло до суда, но приговор оказался весьма лояльным – жёстко наказать за убийство краснокнижного животного при нашей законодательной базе практически невозможно. Буквально накануне пресс-конференции, 15 октября, найден 24-й убитый тигр, вернее, тигрёнок. Его полутруп-полускелет с пулевым отверстием в голове обнаружен на территории Нежинского охотхозяйства...

Об «охотничьих» видах животных и говорить нечего – их стреляют практически бесконтрольно, уничтожая кормовую базу тигра. А ведь ещё в позапрошлом веке путешественник, военный врач Александр Елисеев предупреждал, что с уничтожением копытных тигры в Приморье станут охотиться за людьми, как в Индии и Непале... Уже упомянутый Дмитрий Пикунов отметил, что охрана животного мира в последние годы стала недейственной. В тайге проложено множество дорог, по которым чуть ли не в любое место можно проехать на «внедорожнике». Хозяином тайги всё больше становится человек, вытесняя животных с прежних мест обитания. «Фактор беспокойства» (как дипломатически выражаются учёные) сопровождает строительство автотрасс, газопровода и нефтепровода...

Что делать? На этот вопрос есть ответ. Российские учёные и неправительственные организации знают, как можно переломить негативную ситуацию с тигром. Следует внести изменения в законодательство, улучшить охрану местообитаний тигра, запретить все виды рубок в заказниках, создать новые заказники и резерваты, обновить федеральную стратегию сохранения амурского тигра в России и многое другое. Список этих предложений передан на рассмотрение в правительство России.

26 октября в Непале (Катманду) соберутся представители 14 стран из числа тех, где водятся тигры, для обсуждения мер по сохранению этих редких животных. Это первый этап намеченной масштабной работы. В следующем году, который станет Годом тигра по восточному календарю, в Таиланде будет проведён большой «тигриный саммит». Возможно, к тому времени российские учёные смогут доложить о более обнадёживающих перспективах тигриной судьбы.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ