Вместо «японок» оседлаем «приморцев»

Правительство России продлило действие высоких ввозных пошлин на импортные автомобили ещё на девять месяцев. Этот документ опубликован в официальной газете российского правительства и начал работать с 12 октября нынешнего года. Впрочем, это решение не ста

16 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2616 от 16 окт. 2009

Правительство России продлило действие высоких ввозных пошлин на импортные автомобили ещё на девять месяцев. Этот документ опубликован в официальной газете российского правительства и начал работать с 12 октября нынешнего года. Впрочем, это решение не стало неожиданностью для дальневосточников. Повышенные вывозные пошлины на древесину, к примеру, продлевались по такой же схеме в течение семи лет.

За этот год, по данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в Приморье было ввезено в десять раз меньше автомобилей, на Сахалине ввоз сократился в семь раз. В итоге перечисления ДВТУ в российскую казну уменьшились, по приблизительным подсчётам, в семь раз. В целом по России в июне 2009 года импорт подержанных легковых автомобилей упал в 14 раз, ввоз новых машин – в четыре раза.

Автодилеры приказали долго жить

Напомню, правительственное постановление об увеличении пошлин на импортные автомобили вступило в силу 12 января 2009 года. Выросли ввозные ставки на легковые и грузовые автомобили, и был снижен с семи до пяти лет возраст, после которого машина считается подержанной. Одновременно на такой же срок были введены и новые таможенные ставки на автомобильные кузова. Источник во Владивостокской таможне подсчитал для «В», как изменилась плата, к примеру, на одну из популярных у среднего класса моделей японских машин – «Тойота-Королла» 2003 года выпуска. Прежде пошлина составляла 91 тыс. руб., после нововведения в доход государства за такую же машину приходится платить 150 тыс. руб.

Эти два документа подписали приговор «градообразующей» отрасли Приморья. Даже по официальным данным, представленным администрацией Приморья, в крае работу потеряли 68 тыс. человек. По подсчётам лидера Общества защиты автомобилистов Приморья Дмитрия Пенязя, только во Владивостоке до введения новых пошлин около 100 тысяч человек были заняты в автомобильном бизнесе. С ним согласен и другой активист автомобильного движения – Константин Шатоба: «Автомобильный бизнес – это не только «Зелёный Угол», пострадали судоходные компании, морской торговый порт, железнодорожники, экспедиторские компании, сервисные предприятия и даже сеть закусочных, разросшаяся вдоль дорог от Владивостока до Сибири».

Чиновники объяснили непопулярный для жителей Дальнего Востока и Сибири шаг необходимостью поддержки отечественного автопрома. Как изменилась ситуация за год работы новых пошлин, подсчитали в Минпромторге: в первом полугодии 2009 года собираемость в казну выросла на 3,5 млрд рублей.

Тем не менее, по данным этого же ведомства, производство автомобилей в России снизилось в 2,1 раза. «АвтоВАЗ» стал настоящим ярмом на шее страны, то просящий кредиты, то грозящий многочисленными сокращениями работников. Предложенные правительством «нулевой» железнодорожный тариф на доставку отечественных машин в наш регион и льготный автокредит не заставили дальневосточников полюбить «Лады».

Соллерс – значит искусный алхимик

Отняв полюбившиеся «японки», приморцам предложили собственное автосборочное производство, которое пытается запустить ОАО «Соллерс» в корпусе № 14 «Дальзавода». Собственная причальная стенка и железнодорожный узел рядом – факторы, послужившие выбрать Владивосток из 35 предложенных в регионе площадок. На пресс-конференции гендиректор компании Борис Шевцов был полон оптимизма: «В регионе живет избирательный покупатель, привыкший к качественным автомобилям, при этом лояльно настроенный на корейские бренды. Цена новых дизельных внедорожников с 7-ступенчатым «автоматом» Ssang Yong – от 550 до 900 тыс. рублей».

– Кризис рано или поздно завершится. И сейчас выдался как раз тот случай, когда вчера было рано, а завтра будет поздно, – считает профессор Института менеджмента и бизнеса Дальневосточного государственного университета Тагир Хузиятов. – Наш внутренний рынок насыщен автомобилями не более 50 процентов, при этом половине из них больше 10 лет, а трети больше 15 лет. А уровень автомобилизации страны не достиг европейского: менее 200 машин на тысячу человек. Эти факторы говорят о том, что у производства есть перспективы.
Представители компании «Соллерс» отдают себе отчет в том, что необходимо время для того, чтобы привыкшие к японским машинам дальневосточники, полюбили корейские внедорожники.

– Пройдет год, и наши машины примут: система скидок, качественный сервис и гарантия – будут оценены, – уверен гендиректор «Соллерс» Борис Шевцов. – Исследования показали, что региональный рынок емкий, наши специализированные машины пригодятся при строительстве объектов саммита АТЭС, при прокладке инфраструктуры, в энергетике, в лесном хозяйстве и т.д. Потребность только в тяжелых грузовиках – более тысячи в год. А качество нашей сборки будет лучше корейской – гарантирует специальное оборудование.
Менеджмент компании при этом не скрывает, что к концу года «Соллерс» ожидает падение продаж на 40 процентов.

– Кризис – подходящее время для выхода на новый рынок, – считает гендиректор ОАО «Соллерс Дальний Восток» Василий Бойцов. – Люди отложили деньги и ждут: считают, сравнивают и выбирают.

Кто на новенького?

Стоило правительству закрыть дверь перед подержанными «японками», как в Приморье пошли производители с отвертками. Пока «Соллерс» на первые транши Внешторгбанка готовит производственную площадку, крупнейший в России поставщик китайской спецтехники – группа компаний «Мао Моторс» намеревается без государственных денег и налоговых льгот наладить собственную сборку строительной техники в Уссурийске (см. «В» от 6 октября с.г.). «Мао Моторс» в свою очередь жаждет насытить региональный строительный рынок качественными грузовиками.

И все же строительство автопроизводства в крае – проект, скорее, политический, нежели экономический, и среди экспертов нет единодушия в этом вопросе. Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский не видит у него перспектив: «В регионе два миллиона человек – это очень маленький рынок сбыта. Если машины будут реализовываться в России, то их стоимость возрастет за счет транспортных расходов. Край находится рядом с крупнейшими мировыми автопроизводителями, в китайском Чань-Чуне создается новый автомобильный центр, в котором к 2015 году выпуск может составить более 10 миллионов автомобилей известных брендов. До него от Владивостока всего 100 километров».

– Производители будут продвигаться осторожно, прощупывая рынок и потребителей вплоть до Восточной Сибири, – не соглашается Тагир Хузиятов. – В том направлении налажены логистические и транспортные схемы.

По его мнению, молодой китайский автопром идет к нам с собственными брендами, а это значит, что продукция будет дешевле, и, конечно, востребованной. Еще до введения заградительных пошлин на импортные авто китайская строительная техника была популярна у покупателей Дальнего Востока и Сибири.

Но пока одни спорят о перспективах местного автопроизводства, вторые везут конвейер из Набережных Челнов или присматривают бывшие военные заводы для площадок, третьи собирают подписи под обращения правительству и призывают в очередной раз на Всероссийскую акцию протеста. А для нас, автолюбителей, теперь важно определиться: мы с кем?

Кстати

Губернатор Приморья Сергей Дарькин побывал на строительства автозавода «Соллерс» во Владивостоке. Глава края не смог удержаться и проехал на внедорожнике Ssang Yong и УАЗ «Патриот» которые будут выпускаться на приморском конвейере.

– УАЗ был первой машиной, на которой меня учил ездить отец, – вспомнил Сергей Михайлович. – Понятно, что отставание от зарубежных автомобилей есть, но на этих машинах хорошая подвеска, они вполне комфортные.

Губернатору понравился и внедорожник Ssang Yong. По его мнению, строительство в крае автозавода позволит активизировать малый бизнес, привлечь его к производству автомобильные компоненты. Будет выполнена важнейшая антикризисная задача стимулирования малого бизнеса, увеличения внутреннего спроса и создания новых рабочих мест. Кроме этого, «Соллерс» планирует локализовать производства, а это значит, что в Приморье появится ещё 15-20 сопутствующих предприятий – по производству сидений, стекол, других комплектующих.

Справка «В»

СОЛЛЕРС – означает искусный, ловкий, а в старину так называли алхимиков. Уже 10 лет ОАО «Соллерс» выпускает в России лицензионные корейские автомобили. Автозаводы в Елабуге и Набережных Челнах, выпускают около 300 тысяч авто в год. В Приморье компания планирует наладить полноценное автопроизводство. Но пока обещают дать работу 225 рабочим на сборочном конвейере, который будет запущен 29 декабря. При выходе завода на проектную мощность – 25 тыс. автомобилей в год, – работу здесь найдут 2,2 тыс. рабочих.

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА