Голливуд… во Владивостоке
Сентябрь в Приморье можно назвать поистине кинематографическим месяцем. Здесь друг за другом прошли сразу два знаковых большеформатных кинофестиваля: «Человек и море», «Меридианы Тихого». Жителей края порадовали новые фильмы (художественные и документальн
Сентябрь в Приморье можно назвать поистине кинематографическим месяцем. Здесь друг за другом прошли сразу два знаковых большеформатных кинофестиваля: «Человек и море», «Меридианы Тихого». Жителей края порадовали новые фильмы (художественные и документальные), привезённые со всего мира, встречи с любимыми актёрами, знакомство с известными отечественными и зарубежными режиссёрами. Всё это замечательно. Но мало кто знает, что ещё 1920-е годы столицу Приморья называли «Владивостокским Голливудом».
Киномастерская в отеле «Версаль»В конце лета 1927 года во Владивосток прибыла экспедиция Московской объединённой кинофабрики «Совкино» во главе с режиссёром-постановщиком Валерием Инкижиновым, ставшим впоследствии одним из ярких представителей мирового киноискусства. Здесь планировалось снимать художественный фильм «Клеймо креста» (по сценарию Сергея Алымова) из жизни корейцев.
Съёмки проходили очень сложно. Во-первых, никто из творческой группы не знал корейского языка. Во-вторых, в Приморье невозможно было найти профессиональных корейских актёров. В-третьих, отсутствовала профессионально оборудованная киномастерская. Наконец, погода тоже отнюдь не располагала к съёмкам: или шёл дождь, или висел густой пеленой туман.
Несмотря на все «но», фильм был отснят буквально за два с небольшим месяца. На станции Океанская, недалеко от Фанерного завода, московские киношники оборудовали съёмочную площадку – небольшой корейский посёлок. Его соорудили «правдоподобным образом» из фанеры и картона. В качестве актёров выступали корейские жители Приморья. Около 200 человек были задействованы в съёмках картины. Все они прошли краткий «кинематографический» курс: Инкижинов преподавал основы актёрского мастерства, оператор Блюм – знакомил с краткой историей кино. Так что всё было по-настоящему.
К середине ноября 1927 года работы над фильмом были завершены. Закрытый общественный просмотр новой ленты, как бы сейчас сказали, премьерный показ, состоялся 14 ноября. Первые зрители – корейская общественность, приняли картину восторженно. В прокате, на большом экране фильм шел под названием «Вор».
Экспедиция Совкино, завершив съёмки корейской ленты, некоторое время ещё продолжала работать в Приморье. Больше того, к декабрю того же года во Владивостоке была обустроена настоящая кинолаборатория. Она разместилась в цокольном этаже гостиницы «Версаль». И была прекрасно оснащена – профессиональными монтажными столами, современными барабанами для ускоренной сушки киноплёнки (за месяц её здесь обрабатывалось до 10 тысяч метров). Эту кинолабораторию и стали называть «Владивостокским Голливудом».
«Потомок Чингисхана» во ФранцииИмя Валерия Инкижинова, за время его эмиграции (в 1930 г. он навсегда покинул СССР) было предано забвению. Поэтому сегодня вспомнить о нём будет более чем уместно.
Будущий знаменитый актёр и режиссёр родился в 1895 году в семье школьного учителя, выходца из Бурятии. Поступив после окончания гимназии в Петроградский политехнический институт, он вскоре всерьёз увлёкся театром, стал заниматься в студии Всеволода Мейерхольда.
Яркая восточная внешность Инкижинова, несомненный артистический талант, врождённая пластика – всё это способствовало его успешному продвижению на артистическом пути. Однако в 25 лет он оставляет театр и всецело посвящает себя новому увлечению – кино. Инкижинов поступает в киношколу известного мастера Льва Кулешова, а после её окончания начинает работать самостоятельно – в киностудиях «Пролеткино», «Совкино», «Востоккино». Как режиссёр, он снял несколько фильмов, один из них, как рассказывалось выше – во Владивостоке.
Одна из самых нашумевших его актёрских работ – главная роль в картине Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана» (1928), второе название фильма – «Буря над Азией».
Эта лента принесла всемирную известность 33-летнему Валерию Инкижинову, она с триумфом прошла по экранам многих стран.
В 1930 году актер уехал во Францию. Первую роль в стране вина и сыра он сыграл в фильме «Человеческая голова» (экранизация романа Жоржа Сименона). Затем были киносъёмки в Англии, Германии, Италии, в США.
Неистребимый характерный акцент и выразительная восточная внешность Валерия Инкижинова, надолго определили его амплуа – персонажа загадочного Востока. Он играл индусов, китайцев, корейцев, японцев. Вот лишь несколько фильмов с его участием: «Шанхайская драма» (1938), «Дочь Мата Хари» (1954), дилогия «Бенгальский тигр» и «Индийская гробница» (1959), «Аванюристы. Искатели приключений» (1967).
В жизни Инкижинова были несколько фильмов на русские темы, среди них: «Волга в огне», «Михаил Строгов», «Врач из Сталинграда».
Свою последнюю роль в приключенческом фильме «Нефтедобытчицы», 77-летний актёр сыграл в звёздной компании – с Брижит Бардо и Клаудио Кардинале. А вообще, за свою длинную киножизнь ему довелось работать со многими знаменитостями первой величины, в том числе с Клаус Кински, Лино Вентурой, Жан-Полем Бельмондо, Мариной Влади.
Валерий Инкижинов умер в пригороде Парижа в 1973 году. Ему было 78 лет. В Советском Союзе его уход остался незамеченным.
Автор: Подготовила Нелли МИЗЬ