Вчера Томин, нынче Сёмин

«Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна…» – заливался мобильный телефон. Майор Томин, ой, извините, актёр Леонид Каневский улыбнулся, извинился и снял трубку… А какой ещё, спрашивается, рингтон может быть у человека, 25 лет

6 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2609 от 6 окт. 2009
a143132e69a05c8228fddf051a4195e5.jpg

«Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна…» – заливался мобильный телефон. Майор Томин, ой, извините, актёр Леонид Каневский улыбнулся, извинился и снял трубку… А какой ещё, спрашивается, рингтон может быть у человека, 25 лет игравшего в сериале «Следствие ведут Знатоки»?

Во Владивосток Леонид Каневский приезжал с антерпризным спектаклем «Поздняя любовь», в котором также участвуют Эммануил Виторган и Клара Новикова. Даже трагическое событие не стало препятствием – 14 сентября, когда «Позднюю любовь» играли в Благовещенске, стало известно: у Клары Новиковой в Москве скончался муж, журналист и сценарист Юрий Зерчанинов. Клара Борисовна вылетела в столицу, но отменять гастроли во Владивостоке не стала и прилетела в наш город после похорон…
– Вот такая у актёров жизнь, – сказал Леонид Каневский. Огромное несчастье случилось у Кларочки, но ведь не отменила она спектакли… Это достойно уважения.
В трагикомедии «Поздняя любовь», которую поставил Евгений Арье по мотивам рассказа лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера, Леонид Каневский играет старого еврея Гарри Бендинера, на склоне жизни влюбившегося… Театральная судьба Каневского вообще была к нему более снисходительной – ведь на экране Леонид Семёнович играл в основном или милиционеров, или авантюристов и жуликов…

– И что интересно, Леонид Семёнович, ваши милиционеры всегда были крайне положительными, а прочие персонажи – отрицательными…

– Я бы сказал иначе. Я всегда играю в первую очередь человека. С судьбой, характером… Даже с моими чертами, взглядами на жизнь, они пронизывают моих героев – а куда от них деться, ведь майора Томина я играл 25 лет!
Что же касается жуликов и авантюристов, что поделаешь, если режиссёры соединяли меня, моё лицо исключительно с ворами, гангстерами, пиратами…
Но не могу сказать, что, например, положительного милиционера играть проще или интереснее, чем жулика. И то, и то – роли. И главное – что за материал, как выписаны роли, что за режиссёр. Актёр, знаете ли, очень зависимая профессия. Поэтому приходится отказываться от множества низкопробной чепухи, читая которую, понимаешь, что будущий фильм обречён на кривую усмешку зрителя: ну вот, опять дрянь сняли… Но когда всё сходится, когда попадает тебе в руки настоящий качественный материал – думай, во что превратишь персонажа.

– И тем не менее от образа милиционера вам никуда не деться – 20 сентября на НТВ вышел новый проект с вашим участием – сериал «Сёмин».

– Да, надеюсь, что он будет отличаться от привычных криминальных «чернух». Мы старались сделать психологический, человеческий фильм, не только о преступниках и преступлениях, а о судьбах, о людях, попавших в сложные ситуации, и о сыщиках, которые пытаются разобраться в этом максимально честно, качественно… Мой Сёмин, согласен, во многом похож на Томина… Он сохранил принципы и идеалы, такая вот своего рода белая ворона, его убеждения: вор должен сидеть в тюрьме, а честный человек – победить. В этом сила моего героя, мне это нравится.

– Есть ещё один связанный с криминальной тематикой проект – «Следствие вели». По сути, это документальное кино…

– Да. Это ведь не актёрская, а человеческая история, и криминальные сюжеты – просто зацепки для каждой программы. Я согласился принять участие в проекте по нескольким причинам: во-первых, мне пообещали, что все криминальные истории будут до 1993 года, из советского времени, которое я хорошо знаю, в котором жил… Во-вторых, мне дали право иметь свою интонацию в этих программах, высказывать отношение, кого-то из персонажей поднять, кого-то принизить… Для меня главное – не о нелюдях-убийцах рассказывать, а рисовать портрет того времени, которое было более искренним.

– Ваша яркая работа в «Бриллиантовой руке» многим памятна. Не чувствовали ли вы после выхода фильма, что можете остаться актёром одной роли?

– Я после выхода «Бриллиантовой руки» почувствовал, что такое – проснуться знаменитым, ощутил популярность. А насчёт всего остального… Разве плохо остаться в памяти актёром пусть одной, но яркой роли? Я характерный артист, ученик Анатолия Эфроса, а он нас учил – в каждом, даже маленьком эпизоде, должна высветиться судьба, человеческий характер. Я и сегодня живу по этим принципам.

– Перемещаясь между Россией и Израилем…

– Разве это плохо? Когда мне говорят: «О, вы вернулись», я отвечаю: «Я никуда не убегал». Я уехал жить и работать там, жил и работал здесь, я дома и здесь и там, и родные со мной – жена, дочка… Это ведь очень консервативный взгляд: «Уехал – значит предатель». В современном мире люди живут и работают там, где им нравится, и это здорово. А чувство родины – оно в душе, и никуда оттуда не уходило. И перемена адреса этого чувства не меняет…

– В Израиле вы буквально из ничего подняли театр «Гешер»…

– Не я один. В 1991 году Женя Арье предложил мне организовать такой проект – русскоязычный театр в Израиле… А время было смутное, странное, полупустые залы. С другой стороны, показалось интересным вернуться в 60-е годы с моим уже большим жизненным опытом. Почему в 60-е? Потому что в 1963 году Анатолий Эфрос – и мы за ним – пришёл в театр «Ленкома». И мы за год сделали новый театр, мы жили там дни и ночи, но создали лучший театр страны! А тут есть возможность всё это повторить. И Женю я знал, уважал, верил ему. Мне говорили: зачем, у тебя всё так хорошо, но я согласился, и до сих пор не жалею. 18 лет я отдал этому театру и играю там до сих пор, мотаюсь между странами…

– При таком количестве перелётов как вы умудряетесь держать себя в форме?

– Знаете, я как тот старый еврей из анекдота: «Где тебе хорошо?» – «В дороге!»… А по поводу формы… Я сразу же – как только мы приземлились – перевожу часы на местное время. И живу только по нему.

– Следите ли вы за политикой – вы ведь живёте в таких странах, где политическая жизнь кипит…

– А как иначе? В Израиле в 30 километрах от моей квартиры идёт война, погибают люди… А жизнь идёт, и прекрасно, что полны театры и кинотеатры, что страна умеет в случае необходимости сплотиться в один кулак, в мощнейший сгусток патриотизма… И в России – к сожалению или к счастью – от реальности абстрагироваться невозможно. Совсем недавно мы были в Нальчике, так меня на съёмки с охраной возили, и это в относительно тихой и спокойной Кабардино-Балкарии… Если ты живёшь в стране и не следишь за её жизнью, значит, ты просто чурбан.

– Вы берёте в перелёты книги?
– Нет. Я минут десять с женой разгадываю кроссворды, а потом – стараюсь спать. Но книги в моей жизни, вне самолётов, скажем так, есть. Читаю всегда. Совсем недавно прочёл «Сокол» и «Ласточка» Акунина, люблю Людмилу Улицкую, обожаю Владимира Кунина – какой у него сильный, потрясающий роман «Птичка»! Я знаком с Володей лично, уважаю его… Очень советую прочесть – всем.

– А кино, театры…

– Конечно. Совсем недавно смотрел «Дядю Ваню» в театре Вахтангова, потрясающий спектакль. В кино слежу за работами Маковецкого, Безрукова, Машкова, Лены Яковлевой, Чулпан Хаматовой. Очень понравились «Стиляги» Валеры Тодоровского, что бы об этом фильме не говорили, это мощнейшее кино и Валера – очень сильный режиссёр. Мечтаю посмотреть фильм «Царь» Павла Лунгина, думаю, это будет явление в нашем кино – кстати, думал, что увижу его на вашем фестивале «Меридианы Тихого», но, увы, он будет закрывать фестиваль, а мы уедем раньше.

– Какие слова вы говорите себе, когда нужно привести в порядок мысли, настроение, душу?

– Ох, хорошо, что эти слова никто не слышит (смеётся). Я стараюсь не срываться на близких и посторонних… Что я себе говорю? «Всё проходит, и это тоже». Мудрые слова были написаны у Соломона на кольце…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ