Автомобиль как средство пополнения бюджета

Правительство одобрило поправки в Налоговый кодекс, вдвое увеличивающие базовую ставку транспортного налога с 1 января 2010 года. Регионы получили право увеличить её ещё в пять раз и дифференцировать в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологич

1 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2607 от 1 окт. 2009
7b2cb8ca74b7ad98df81344a971aceba.jpg

Правительство одобрило поправки в Налоговый кодекс, вдвое увеличивающие базовую ставку транспортного налога с 1 января 2010 года. Регионы получили право увеличить её ещё в пять раз и дифференцировать в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса.

Эта неприятная новость для автомобильного Владивостока смотрится уже в ином свете, если вспомнить августовское решение правительства предоставить территориям «дополнительные налоговые источники», передав им акцизы на алкогольную продукцию и транспортный налог. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в очередной свой приезд во Владивосток рассказал, что государство решило таким образом поддержать регионы, потому что «эти налоговые источники позволят им получить дополнительные доходы, которые будут направляться на финансирование социально значимых обязательств, в том числе – на поддержку пенсионной реформы».

В следующем году из-за экономического кризиса регионы понесут заметные денежные потери – об этом шла речь и на Совете при полпреде президента в Дальневосточном федеральном округе Викторе Ишаеве. Например, Камчатский край потеряет около миллиарда рублей, сахалинцы недосчитаются в 2010 году 11 миллиардов рублей. Ударит кризис и по бюджету Приморья.
– Все полномочия социального характера мы будем исполнять, – пообещал губернатор Сергей Дарькин. – Но придётся кое-что из наших планов убрать. Субсидия, получаемая из федерального центра, а это около восьми миллиардов рублей, пойдёт на финансирование объектов саммита АТЭС. А наши доходы будут равняться расходам, так что краевой бюджет на 2010 год будет простой – нулевой.

Для того чтобы выполнить социальные обязательства, дальневосточным губернатором предстоит изыскать немалые деньги.

– Переданный нам транспортный налог и акцизы на алкоголь – это приличные деньги для Приморья, примерно 1 миллиард 200 миллионов рублей, – подчеркнул Сергей Дарькин. – Мы ведём дополнительную работу по акцизам, транспортному налогу и будем внимательно следить за собираемостью. Но я бы хотел сказать жителям края, что мы не собираемся поднимать ставку транспортного налога для малообеспеченных граждан.

По мнению директора Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаила Терского, чем больше налогов отдадут регионам, тем лучше: исчезает механизм двойного перераспределения средств, на местах всегда понятнее, как их можно администрировать.

– Для Приморья, которое стоит на седьмом месте в стране по количеству автомобилей, передача транспортного налога – плюс, потому что это даст неплохие деньги в бюджет, – высказал своё мнение «В» Михаил Терский. – Но у транспортного налога ярко выраженный социальный характер: он платится из кармана граждан, и, помня об этом, регионы не смогут его сильно поднимать.

В России ставки транспортного налога определены 27-й главой Налогового кодекса. Сейчас тарифы привязаны к мощности двигателей и определяются путём умножения ставки на количество лошадиных сил. С 1 января будущего года они могут быть привязаны к году выпуска автомобиля и его экологическому классу. Приморский губернатор заверил, что к начислению транспортного налога будет избирательный подход: владельцы машин класса «люкс», яхт и самолётов, которые есть в крае, заплатят больше, нежели пенсионеры, ездящие на стареньких «Короллах».

Чтобы планировать бюджетную политику края на будущий год, приморские парламентарии 24 сентября на заседании комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам изучили ситуацию с транспортным налогом в крае.

– Нынешний принцип налогообложения мотивирует людей к покупке старых автомобилей, невыгодно покупать для нужд предприятий и мощный грузовой транспорт, – выступил на заседании с инициативой депутат Борис Постовалов. – Налог должен не только собирать деньги в бюджет, но и подталкивать налогоплательщиков к определённым действиям.
Под ними парламентарий, очевидно, понимает заботу об экологии и отечественном автопроме.