«Свидетельства» в багровых тонах

Выставка фоторабот Надежды Антышевой «Свидетельства» открылась в музейно-выставочном центре музея имени Арсеньева в рамках Шестой биеннале визуальных искусств. Проект, посвящённый 120-летию Владивостокской крепости, готовился два года.

30 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2606 от 30 сент. 2009

Выставка фоторабот Надежды Антышевой «Свидетельства» открылась в музейно-выставочном центре музея имени Арсеньева в рамках Шестой биеннале визуальных искусств. Проект, посвящённый 120-летию Владивостокской крепости, готовился два года.

Как объясняет сама Надежда, она стремилась в своих работах отобразить ауру Владивостокской крепости, дать зрителю возможность прочувствовать её сквозь призму авторского восприятия. Фотографии привлекают внимание: на фоне крепости неизменно присутствуют фигуры, облачённые в длинные кровавого цвета одежды, то развевающиеся по ветру, то струящиеся с архитектурных памятников, то лежащие на земле. Крепость, выполненная в горчично-охряных, тёплых тонах, резко контрастирует с алыми обезличенными персонажами, позы которых претендуют на звание ритуальных и, пожалуй, даже жертвенных.

Инсталляция выполнена мастерски: всё действо происходит в затемнённом помещении, где единственным источником света являются фотографии в световых коробах. Кроме того, на открытии выставки в зале были два человека, облачённых в те самые алые одежды. Один из них совершал нечто, отдалённо напоминающее что-то шаманское. Второй же, босой, играл на инструменте, представляющем собой полутораметровый полый ствол акации, расширяющийся книзу. Как оказалось, называется этот духовой инструмент диджериду и принадлежит аборигенам Австралии, которые используют его для вхождения в транс и сопровождения ритуальных танцев. Звуки диджериду сопровождались музыкой не столько ритуальной, сколько психоделической. И дополнял всё это представление проектор, транслировавший изображения фотографий, причудливо извивающихся и сменявших одна другую, на потолок. Словом, обстановка вполне соответствовала содержанию.

Трудно сказать, насколько ощущения посетителей совпадали с задумкой организаторов фотовыставки. Но атмосфера Владивостокской крепости на этой выставке представлена несколько мрачно, зато впечатляюще.

Автор: Ольга СИРОТКИНА