Без барьеров

В рамках Шестой владивостокской биеннале визуальных искусств прошли мастер-классы по керамике для людей с ограниченными возможностями. Также состоялся «круглый стол» «Без барьеров», за которым обсуждалась проблема создания пространства, удобного для перем

30 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2606 от 30 сент. 2009

В рамках Шестой владивостокской биеннале визуальных искусств прошли мастер-классы по керамике для людей с ограниченными возможностями. Также состоялся «круглый стол» «Без барьеров», за которым обсуждалась проблема создания пространства, удобного для перемещения инвалидов. Основатель мастерской по росписи индиго «Айкобо» госпожа Такенаучи поделилась опытом со своими русскими коллегами из фонда «Благое дело».

На сегодняшний день «Айкобо» – это студия керамики, плетения, работы с текстилем, клуб танцев, ресторан. И всё это сделано людьми с ограниченными физическими возможностями. «Айкобо» уникальна не только тем, что все произведения создаются инвалидами, подчас с очень тяжёлыми заболеваниями, но и успешной системой сбыта – все работы хорошо продаются. Так что госпожа Такенаучи, сама, кстати, передвигающаяся в инвалидной коляске, делает два важных дела: не только помогает людям, считающимся неполноценными, выразить свои чувства и эмоции через их творения, но и даёт шанс заработать на жизнь.

О полезном воздействии арт-терапии говорилось уже не раз, и студия «Айкобо» - лучший тому пример: люди, приходя в мастерскую, перестают чувствовать себя ограниченными, учатся радоваться жизни. Само название «Айкобо» состоит из двух иероглифов: «ай» - «синий цвет» и «кобо» - «делать что-то, не имея ничего».

И действительно, 30 лет назад именно так всё и начиналось. В то время госпожа Такенаучи познакомилась с девушкой, тяжело больной церебральным параличом и глухой, которая хотела найти работу, полезную себе и обществу. Тогда пришла идея объединить усилия. По японскому законодательству подобные организации делятся по группам – на основе заболевания. Однако это неправильно, считает деятельная японка. И вот они арендовали комнату и начали совместно учиться – сначала писать цифры, буквы. А уже спустя два года студия смогла организовать выставку в Нью-Йорке - в знаменитом «Карнеги-Холл». После этого их организация стала известна, правительство Японии услышало наконец их просьбы и согласилось пойти на уступки, взяв на себя плату за аренду помещения и разрешив продавать свои изделия.

Однако так было не всегда – в течение долгих десяти лет им приходилось выживать - самим платить за помещение, покупать материалы. Сейчас студия окрепла, работы неплохо продаются, и с каждой сделки автор получает свои 70 процентов. Остальные 30 идут в общий фонд, где они копятся и со временем используются на поездки по миру. Таким образом студия «Айкобо» побывала уже в Париже, Лондоне, Австрии… Теперь добрались и до России.

А вот партнёрша госпожи Такенаучи приехать к нам не смогла, хотя очень хотела. В течение семи с половиной лет она ткала ковёр. Для этого она расплела своё первое кимоно на нити и изготовила из них красную половину своего ковра. А женщина при этом неподвижна, у неё нет левой руки. Вы можете представить, какого труда стоит инвалиду такая работа?

В произведениях этих людей – их душа, ведь работа, которая делается столько времени, становится частью их жизни, люди живут этим, горят своим желанием сделать мир лучше. И у них получается.

Автор: Ольга СИРОТКИНА