Эхо давнего круиза

Памятная дата – ровно 20 лет назад, осенью 89-го, состоялся знаменитый «круиз для своих», коим Приморье прогремело на всю страну. Впрочем, докатилось эхо и до самых до «забугорных» окраин.

24 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2603 от 24 сент. 2009

Памятная дата – ровно 20 лет назад, осенью 89-го, состоялся знаменитый «круиз для своих», коим Приморье прогремело на всю страну. Впрочем, докатилось эхо и до самых до «забугорных» окраин.

Сегодня обстоятельства той нашумевшей истории совершенно непостижимы для современного восприятия. Скажем, рядовой гражданин покупает за границей автомобиль. Обыденное, заурядное событие. А тогда считалось вселенским грехом.

Во-первых, неслыханное табу, во-вторых, за «бугор» можно было выбраться только по высочайшему соизволению – требовалось, в частности, пройти через специальную комиссию по выездам за границу крайкома КПСС. Да и не все, кто пожелает, а из высоких кабинетов, ну и, конечно, «свои», прикормленные…

Короче, был организован туристический круиз в Японию. Под благовидным предлогом и громким названием «Профсоюзный круиз мира-89» полюбоваться красотами Страны восходящего солнца на пассажирском теплоходе «Михаил Шолохов» отбыли местные «сливки» плюс включённые в делегацию для антуража представители гегемона и творческой интеллигенции. На обратном пути лайнер загрузился 107 подержанными иномарками, чтобы войти в историю совершенно новым, ранее неизвестным явлением в экономических отношениях СССР с другими странами.

Весть о доставке запретных импортных легковушек облетела весь Владивосток. На причале швартующийся теплоход встречали тысячи горожан. А спустя несколько дней в крайком КПСС – верховный в то время на местах идеологический и административно распорядительный орган поступила жалоба. Оказалось, нескольким туристам на палубе места под машины не досталось.

Партийно-пуританское негодование не знало границ. Как! Обуржуазиваемся, частнособственнический инстинкт! Ну и, как водится, политическая подоплёка – дискредитация облика советского человека. И пошло, поехало… Людей, причастных к вкушению запретного автомобильного плода, снимали с должностей, лишали работы, исключали из партии – тогда лишение партбилета было равносильно средневековому аутодафе. Ломались судьбы, перспективы карьерного роста… И за что? За то, что человек приобрёл за границей ржавый автомобиль. Вот уж действительно – о времена, о нравы!..

Партийная власть лихорадочно «отмывалась», пытаясь спасти авторитет, который, впрочем, и так на ладан дышал…

Мне уже приходилось писать об одном партийном деятеле, бывшем при разборке круиза одним из самочинных судей. Нынче он имеет своё дело, преуспевающий бизнесмен. Как-то товарищи из местной ячейки КПРФ попросили материально помочь партии.
– А на хрена мне эта партия, – только и услышали они в ответ.

И это говорил один из тех, кого во времена всевластья КПСС было принято считать партийной совестью…

Стоит ли удивляться, что, когда грянули августовские события 91-го, народ за этой партией не пошёл…

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ