Далеко до шахматных вершин

Почти как в той поговорке: начинали – веселились, подсчитали – прослезились. Именно «в таком духе, в таком разрезе», как говаривал классик, приходится оценивать участие приморского шахматиста Константина Сека в чемпионате России, который в прошлое воскрес

17 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2599 от 17 сент. 2009
5f87c680407aad8121f37cc7d773dea7.jpg

Почти как в той поговорке: начинали – веселились, подсчитали – прослезились. Именно «в таком духе, в таком разрезе», как говаривал классик, приходится оценивать участие приморского шахматиста Константина Сека в чемпионате России, который в прошлое воскресенье завершился в Улан-Удэ. Взяв 2,5 очка в 10 партиях, ещё одно в качестве плюса за отсутствовавшего соперника, приморец разделил 54-57-е места.

Ещё раз напомним, что молодой шахматист, имеющий всего лишь разряд кандидата в мастера, впервые получил (как победитель чемпионата Дальнего Востока) право сыграть в главном отечественном состязании.

Турнир в Улан-Удэ собрал цвет российского шахматного искусства – 45 гроссмейстеров, ещё девять – сильнейшие международные мастера, ждущие со дня на день повышения в классе, и только трое (в том числе и наш земляк) – кандидаты в мастера. Так что формально выступил на своём уровне. Но не будем спешить с выводами…

Костя трудно начинал, ошибался, в первых трёх турах терпел поражения, но затем сумел мобилизоваться. В 5-м туре выиграл у видного международного гроссмейстера из Москвы Владимира Петрова, неплохо провёл следующую партию - с опытным международным мастером (с гроссмейстерским рейтингом) Сергеем Юдиным (Новосибирск) - последнему не без труда удалось удержать ничью. Наконец, записал в свой актив красивую победу над ещё одним старшим по званию - Василием Папиным (Ростовская область). Всё остальное – в пассиве.

Конечно, нужно сделать скидку на отсутствие опыта - ранее молодому кандидату не приходилось играть в солидных турнирах. Не на пользу пошло и «одиночество». Многие участники имели на чемпионате тренеров, на худой конец поддерживали творческое содружество с коллегами-соперниками. Приморцу же оставалось рассчитывать только на самого себя - по сложившейся традиции, у нас в крае не принято посылать на шахматные соревнования наставников…
Главная же причина скромного достижения кроется в другом - в отсутствии должной игровой практики.

В этом году в активе нашего героя – один-единственный серьёзный турнир – чемпионат Дальнего Востока, состоявшийся ещё в феврале. С тех пор по-настоящему за доску не садился. В то время как подавляющее большинство участников улан-удинского финала выступили как минимум в пяти-шести турнирах. Причём в квалификационном отношении гораздо более представительных, нежели упомянутый дальневосточный турнир.

Ущемлён не только один Константин Сек. На голодном турнирном пайке пребывают и остальные ведущие шахматисты восточного округа. Поэтому и возникают разительные ножницы – лучший представитель региона занимает место лишь в шестом десятке.

Проще простого взвалить вину за создавшееся положение на местное спортивное руководство. Дескать, не оказывает внимания.

Но ведь и не может оказывать – спортивным календарём предусмотрено только выступление в чемпионате России. Для покорения же гроссмейстерского рубежа необходимо участие как минимум в трёх турнирах - с соответствующей нормой, да ещё с необходимым высоким рейтингом.

Нет такой строки и в российском календаре, в соответствии с которым и верстаются местные планы.

Что же, выходит – заколдованный круг?..
В начале 2000-х годов автору этих строк довелось наблюдать за становлением молодого талантливого шахматиста из Уфы Дениса Хисматуллина.

В Башкирии тоже в календарях не было предусмотрено. Но местное руководство, видя несомненный талант, позаботилось о принятии на уровне правительства республики специального решения о финансовом обеспечении дарования и его наставника – с тем, чтобы вырос свой гроссмейстер.

Плоды такого внимания налицо. Ныне 25-летний шахматист – известный на всю страну гросс, стал национальной гордостью своей республики. Кстати, выступал он в Улан-Удэ, разделил высокое 2-4-е место.

Аналогичная практика сложилась и в ряде других субъектов - Татарстане, Саратовской области, Мордовии, Краснодарском крае…

Может, есть смысл и в Приморье пойти по этому пути и на уровне Законодательного Собрания при формировании спортивного бюджета заложить «гроссмейстерскую» строку?..
Существует и другой вариант – спонсорский ресурс. По этому пути, кстати, идут в большинстве субъектов европейской части России. Но опять же…

Одно дело - финансировать поездки из Воронежа в Саратов, и совсем другое – обеспечивать вояжи с Дальнего Востока. Много ли найдётся спонсоров, готовых выкладывать очень даже серьёзные суммы, причём в течение нескольких лет?

Стало быть, и с этой стороны, выражаясь шахматным языком, безнадёга?..

Как сказать… Напомню один, уже порядком забытый исторический аналог. Первый выход на финал России будущего первого (и, увы, пока единственного!) приморского гроссмейстера Александра Зайцева, а было это аккурат полвека назад, складывался почти так же, как сегодня у Константина Сека, – делёж 39-49-го места. Причём даже не в чемпионате, а всего лишь в полуфинале. И вступал предшественник на тернистый путь тоже в звании скромного кандидата в мастера…

Но не сдавался, не опускал рук при неудачах, а упорно продолжал работать. Прежде чем получить пропуск в главный турнир республики, пять раз обкатывался на стадии полуфинальных отборов. И достиг-таки цели – покорил гроссмейстерский рубеж, стал впереди России всей – выиграл чемпионат республики. Впрочем, Зайцев - это тема отдельного, куда более подробного разговора. Скажу лишь, что это был уникальный, единственный в своём роде пример сочетания всех необходимых слагаемых – желания самого шахматиста, заинтересованного отношения госструктур и солидной спонсорской поддержки.

Так почему бы не взять на вооружение апробированный опыт, пусть даже и давнишний?..

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ