Альтернатива ракетам и крейсерам
Новый, 2010 год строящийся в бухте Козьмина специализированный морской нефтеналивной порт планирует отметить загрузкой первого танкера. Готовность объектов порта в настоящий момент 80 процентов. Пресс-служба Росграницы сообщила, что координационный совет
Новый, 2010 год строящийся в бухте Козьмина специализированный морской нефтеналивной порт планирует отметить загрузкой первого танкера. Готовность объектов порта в настоящий момент 80 процентов. Пресс-служба Росграницы сообщила, что координационный совет морского пункта пропуска Восточный подтвердил его высокую степень готовности к приёмке.
Несколько лет нефть в порт будут доставлять по железной дороге в объёме 15 млн тонн в год с железнодорожной станции Сковородино в Амурской области. Здесь заканчивается первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), начало которой в г. Тайшете Иркутской области. Вторая очередь ВСТО предполагает продление нефтепровода от Сковородино до Козьмино с увеличением объёмов прокачки нефти. Согласно озвученным планам мощность второй очереди составит 30 млн тонн к 2012 году, 50 млн тонн – к 2016 году, 80 млн тонн – к 2025 году.
Растущая экономика АТР нуждается в стабильных поставках нефти по стабильным ценам. Поставки нефти Россия обещает. Согласно последней версии проекта энергетической стратегии России к 2030 году предполагается рост доли в экспорте нефти региона АТР до 20-25 процентов с нынешних 6 процентов. Вопрос с ценой остаётся неясным.
Сейчас цену на нефть для всего мира, в том числе для АТР, определяет ситуация на нефтяных биржах Лондона и Нью-Йорка. Ориентируясь на западный рынок, раз в месяц назначают свою цену для поставки в восточном направлении арабские экспортёры нефти. При этом цена нефти, с чем согласны все аналитики, полностью оторвалась от её реальной себестоимости и равновесной цены спроса и предложения. Хранилища нефти во всех странах переполнены. Не менее 100 млн баррелей хранится в океанских танкерах по всему миру. Потребление нефти падает, а цена стабильно держится на отметке около $70 за баррель.
Неоправданно высокие цены на нефть не в интересах не только потребителей нефти, но и в значительной мере её экспортёров. Высокая цена нефти стимулирует программы внедрения альтернативных видов топлива и энергосбережения, сужающих нефтяной рынок. С другой стороны, завышенные цены подталкивают к освоению месторождений с высокой себестоимостью добычи, которые при равновесной цене не стали бы разрабатываться. Когда цена падает, нерентабельные месторождения всё равно продолжают эксплуатироваться, так как их закрытие принесёт инвесторам больше убытков, чем продолжение работ. В результате на рынке возникает избыток нефти, который двигает цены ещё ниже.
Появление в регионе АТР нефти ВСТО позволяет поставить вопрос о создании здесь обособленного центра нефтяной торговли. По мнению Питера Кедди, директора по развитию бизнеса авторитетного ценового агентства Argus, поставки даже 30 млн тонн российской нефти на рынок АТР позволят ей претендовать на роль ценового маркера в этом регионе. Для этого, считает Питер Кедди, следует создать во Владивостоке контролируемую Россией нефтяную биржу. Такой точки зрения придерживаются и другие эксперты. По словам зампреда комитета по делам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ Василия Усольцева, биржа во Владивостоке кроме нефти ВСТО может торговать и сахалинской нефтью. В первом полугодии текущего года на Сахалине было добыто 7,6 млн тонн нефти, а к 2015-2020 годам добыча нефти может вырасти до 24 млн тонн в год.
«И потребители, и производители нефти заинтересованы в экономически обоснованных, стабильных в течение многих лет ценах на нефть, – уверен Василий Усольцев. – И обеспечить такую ситуацию может только решительная реорганизация мирового нефтяного рынка, о чём уже заговорили правительства европейских стран».
Поддержать Россию в создании нефтяной биржи могут такие крупнейшие потребители нефти в АТР, как Китай, Япония и Корея, особенно если торги на бирже будут проводиться не в долларах. Для стран АТР независимая от Лондона и Нью-Йорка нефтяная биржа станет серьёзной опорой в дедолларизации экономических связей в регионе, такую перспективу всё более уверенно предсказывают аналитики. Весьма вероятно, что данный вопрос созреет к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году, когда войдёт в строй вторая очередь ВСТО.
Создание нефтяной биржи во Владивостоке отвечает интересам России. Когда России диктуют, по какой цене ей продавать нефть, страна лишается части своей экономической, а следовательно, и политической независимости. Такую ситуацию не исправить демонстрацией новых ракет и атомных крейсеров, клин вышибают клином – на биржу в Нью-Йорке надо ответить биржей во Владивостоке.
Автор: Сергей ВОРОБЬЕВ