Приморье газует!
ГАЗ в Приморье будет. В минувший понедельник между посёлками Осиновка и Ивановка Михайловского района торжественно заварили швы на трубе первого километра газопровода.
ГАЗ в Приморье будет. В минувший понедельник между посёлками Осиновка и Ивановка Михайловского района торжественно заварили швы на трубе первого километра газопровода.
Газометр в деньПравда, не так празднично, как это было в Хабаровском крае – с песнями, фейерверками и Путиным. На приморское первое заваривание трубы приехала внушительная делегация «Газпрома» во главе с первым заместителем председателя правления ОАО «Газпром» Александром Ананенковым.
Пока в Приморье трудятся над газопроводом 30 рабочих, но, как они сами говорят, это «сборная России» – из Иваново, Великого и Нижнего Новгорода, Волгограда, Владимира, Краснодара и других городов. По идее число рабочих должно увеличиться, газопровод могут укладывать безостановочно в две смены. Но есть некоторые сложности с поставками самой трубы и выделением земель в районах.
– В сутки можем варить до одного км трубы, – говорит наладчик сварочного комплекса Георгий Соболевский, хабаровчанин, имеющий опыт прокладки газопроводов практически на всех континентах – Северной Америке, Европе, практически на всей территории бывшего Советского Союза.
Сварка газопровода максимально автоматизирована. Для этого внутри трубы используется современный сварочный комплекс производства США, но разработанный российскими учёными. После сварки внутри трубы её дважды сваривают снаружи. Тут же находится мобильный диагностический центр, который с помощью ультразвуковых и рентген-лучей определяет качество работы. «Стройгазконсалтинг», компания, осуществляющая укладку газопровода, даёт 40-летнюю гарантию на целостность газопровода.
После этого труба укладывается в траншею глубиной 2,5-3 м. Здесь она ещё раз подвергается испытаниям: наполняется водой, которая доводится до рабочего давления газа, и сутки удерживается в системе. Если утечек нет, вода выливается, труба высушивается с помощью специальных поршней и потом закапывается. Во время её эксплуатации за возможными утечками газа также будет вестись постоянный контроль.
Магистральный газопровод может быть проложен даже по сельхозугодиям. Метр грунта, которым будет засыпана труба, позволит и дальше выращивать овощи и фрукты. А если газопровод выйдет на дорогу федерального значения, то движение тут не станут останавливать: современные технологии позволяют делать специальные «проколы» в земле и прокладывать трубопроводы, не приводя к коллапс транспортное сообщение.
Восточная газовая программа, воплощение которой рассчитано до 2020 года, утверждена правительством РФ в сентябре 2007 года. Её координатором правительство назначило ОАО «Газпром». По сути, компания приступила к работе по отдельным элементам этой программы ещё в 2005 году, газифицируя районы Восточной Сибири, Иркутской области. С 2008 года ведётся работа по газификации Камчатки, в 2010 году потребители Петропавловска-Камчатского перейдут на этот дешёвый вид топлива.
Что касается газотранспортного отрезка Сахалин – Хабаровск – Владивосток, то Александр Ананенков назвал его первым и важнейшим элементом в создаваемой единой системе газоснабжения Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Протяжённость первого пускового комплекса системы – 1350 км, диаметр трубы – 1220 мм, давление в ней – 100 кг/см3. Её мощность от Сахалина до Владивостока составляет 27,5 млрд кубических метров в год. Она будет увеличиваться с началом добычи газа в Якутии. Ведь второй этап газотранспортной системы предполагает ответвление трубы от Хабаровска в сторону республики Саха. Её строительство будет начато ориентировочно в 2012 году, а протяжённость составит 2700 км.
– Газопровод запустят, когда Чаяндинское месторождение будет введено в эксплуатацию, это примерно 2017 год, – отметил Александр Ананеков. – С приходом этого газа мощность газотранспортной системы Сахалин – Хабаровск – Владивосток расширится до 47,2 млрд кубических метров газа в год.
Пока же якутского газа не будет, по трубе пойдёт газ, добытый на шельфе Сахалина. На первой стадии из проекта «Сахалин-2» будет взято около 2 млрд кубических метров, из проекта «Сахалин-1» – примерно 1,5 млрд кубометров голубого топлива.
– Мы ведём переговоры с компанией Exon, которая является оператором проекта «Сахалин-1», – говорит Александр Ананенков. – Газ второй фазы этого проекта мы собираемся полностью закупить, это примерно 8-10 млрд кубометров. Таким образом, примерно 17 млрд кубометрами газа – как раз потребность дальневосточных регионов – будет обеспечена к 2015 году.
Что касается перспектив экспортных поставок газа из Приморья, то Александр Георгиевич отметил, что такое будет возможно только с приходом газа из Якутии, так как только после этого появятся излишки.
– Мы сейчас ведём расчёты по возможности экспорта газа различными способами, – говорит топ-менеджер «Газпрома». – Первый способ – это трубопроводный транспорт. Второй – транспортировка морским путём в радиусе до 2,5 тысячи миль сжатого природного газа. Третий – транспортировка сжиженного природного газа на большие расстояния (для чего необходимо строительство завода по сжижению газа).
Сейчас все эти способы просчитываются и прорабатываются газовым монополистом. Однако однозначной становится необходимость строительства российских газовозов.
– Мы бы хотели, чтобы суда были изготовлены у нас в России, – говорит Александр Ананенков. – Для Дальнего Востока эта возможность, на наш взгляд, существует на заводе «Звезда». В ближайшее время туда выезжает экспертная группа «Газпрома», которая определит возможность строительства танкеров-метановозов на этом заводе. Каждое такое судно должно вмещать до 300 тыс. кубических метров сжиженного метана. На Дальнем Востоке потребность в таких судах появится в 2017 году.
Таким образом, газопровод, по мнению Александра Георгиевича, оживит всю экономику региона в целом – строительную, энергетическую, транспортную и другие отрасли. Выиграют и потребители. Причём не только от подешевевших тарифов на электроэнергию и тепло, так как ТЭЦ и котельные будут использовать голубое топливо. Александр Ананенков прогнозирует пусть и плавный, но переход автомобилей на газ.
СправкаРазмер инвестиций на реализацию восточной газовой программы составит 2 трлн 400 млрд рублей, плюс около 300 млрд рублей выделят на геолого-разведочную работу. 210 млрд рублей затратят на строительство 1350 км магистрального газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна