Фестиваль – моё детище
Народный артист России, президент кинофестиваля «Меридианы Тихого» Сергей Степанченко во Владивосток прилетел заранее. И в кинотуры он отправится раньше других участников. А что делать? Такова президентская доля…
Народный артист России, президент кинофестиваля «Меридианы Тихого» Сергей Степанченко во Владивосток прилетел заранее. И в кинотуры он отправится раньше других участников. А что делать? Такова президентская доля…
- Сергей Юрьевич, для вас слова «Меридианы Тихого» звучат весь год или вы вспоминаете о них ближе к сентябрю?
- Те, у кого есть дети, вряд ли вспоминают о них только к дню рождения… Так вот фестиваль – это наш ребёнок, моё в том числе детище, выпестованное… Может, мы и не самые лучшие родители, может, нам опыта не хватает, но мы это делаем искренне и с большой любовью. Так что для меня «Меридианы Тихого» - это понятие круглосуточное. Даже не потому, что выполняю просьбы или поручения оргкомитета, а потому, что он просто внутри… И так у каждого из организаторов.
Сейчас у нас самая горячая пора, до самой звёздной дорожки что-то, я уверен, будет корректироваться, жизнь заставит вносить изменения, потому что в фестивале огромное число гостей, занятых и серьёзных, и оргкомитет проделывает гигантскую работу, обеспечивая фестиваль хорошими картинами, зрителей – интересным зрелищем. Поверьте, это тяжёлый труд, ведь беды, которые переживает страна, не обошли фестиваль – и с деньгами всё непросто…
Да, нашему списку гостей можно только позавидовать, он впечатляет. Московский кинофестиваль, поверьте мне, не имеет такого большого и интересного числа гостей, причём не просто почётных, а тех, кто будет принимать участие в работе фестиваля. У нас интереснее, я и в Москве об этом говорю.
- Вместе с Максимом Кривошеевым вы на днях уезжаете по краю с программой «Кинотур»…
- Да, поедем в Находку, Фокино, Партизанск, Большой Камень и другие южные населённые пункты. В прошлом году мы ездили по восточному побережью, а в этом году я, как президент «Меридианов», по блату попросил себе районы потеплее. Должны же у президента быть преференции? Красивое, кстати, слово, да? Министерство образования, наверное, от него в восторге, учитывая, что ведёт такие баталии по поводу «йОгурт» или «йогУрт»… Вот точно – других дел просто нет, осталось только с «йогуртом» разобраться, и всё отлично…
- Наверняка на встречах со зрителями вы расскажете о своём режиссёрском дебюте – картине «Следы на песке», которая будет показана на фестивале…
- Конечно. И уверяю вас, что владивостокцы будут первыми, кто увидит «Следы на песке» на плёнке на большом экране, даже я видел только на монтаже и на цифре. Так что буду сидеть в зале и волноваться.
Мне хотелось этой картиной негромко поговорить со зрителями о вещах, которые меня самого волнуют: о любви, дружбе, предательстве, прощении – почти библейские темы; о том, что «по несчастью или счастью истина проста: никогда не возвращайся в прежние места». И хотелось, чтобы фильм не был демонстрацией технологий, как это часто у нас происходит: пуля вот так может лететь, а может и вот этак крупным планом… А зритель выходит из зала и думает: о чём со мной хотели поговорить этим фильмом, зачем на два часа отвлекли – непонятно. Критики на картину пока нет, разве что я сам – самый беспощадный критик «Следов на песке».
- Разумеется, в Приморье к фильму будет повышенное внимание, ведь там снималась Лариса Белоброва…
- Все актёры, которые снимались у меня, - лучшие. Они – мои друзья, пошли со мной в это достаточно сомнительное предприятие, не зная, что получится. Доверились мне, неопытному режиссёру… А Лариса – очень трепетный и тонкий человек. Если требовалось ночь не спать – она не спала и работала. А главное… Я очень ценю в людях такое качество, как требовательность к себе. Так вот в Ларисе это качество – одно из главных. Нет и не было никогда апломба. Она не рассчитывала на вечность, а работала на совесть. И все, кто снимался – Саша Захарова, Игорь Верник, Саша Песков, – именно такие люди. Вообще в фильме вы можете увидеть множество знакомых приморских лиц, так как в нём в массовых сценах участвовали приморцы, владивостокцы, уехавшие по каким-то причинам в столицу. Даже очень далёкие от кинематографа…
- На встречах со зрителями задают ли вам вопросы о политике?
- Конечно. Вообще обо всём. Иногда, случается, требуют отчёта за слова премьер-министра, мол, что это он так? И приходится либо с юмором, либо всерьёз, но отвечать… Иногда наши встречи превращаются и в политбеседы, как раньше в красных уголках. Ведь во многих населённых пунктах в актёре видят прежде всего столичного гостя, а раз в Москве живёшь – так отвечай за всё. Ну это даже неплохо – побыть в роли комиссаров.
- У вас в этом году знаменательная дата – 50 лет. Говорят, это возраст мудрости…
- Есть старый анекдот, знаете, когда человеку предложили на выбор мудрость или деньги, он выбрал мудрость, получил, подумал и говорит: «Да, теперь понимаю, что надо было выбирать деньги».
Когда тебе кажется, что ты замшелый пень и всё-то в жизни понимаешь, она выкидывает такое коленце, что ты понимаешь, что ничего не знаешь в этой жизни и всё для тебя внове.
Слава богу, я никогда не начинал «подводить итоги». Хотя в день рождения меня пару раз ваши столичные коллеги спросили: «Ну вот, подводя итоги жизни, что вы можете сказать?..». Мне так хотелось их укусить за эти слова… Какие такие итоги?!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ