Чтобы саммит не тряхнуло
Экипажи спасательных судов, береговые подразделения и водолазы Тихоокеанского флота (ТОФ) очищают дно акватории острова Русского. Поднято более 15 крупногабаритных объектов – останков кораблей, судов и плавпирсов. Военные готовят акваторию пролива Босфор
Экипажи спасательных судов, береговые подразделения и водолазы Тихоокеанского флота (ТОФ) очищают дно акватории острова Русского. Поднято более 15 крупногабаритных объектов – останков кораблей, судов и плавпирсов. Военные готовят акваторию пролива Босфор-Восточный к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 года.
Как сообщили в отделе информации и общественных связей ТОФ, вес собранного металлолома – более двух тыс. тонн. Подводный мусор или вытягивают на берег, или поднимают с помощью судоподъёмных понтонов и плавучих кранов. Объёмные останки водолазы сначала взрывают для того, чтобы потом по частям поднять из глубины. По словам врио начальника УПАСР ТОФ Сергея Носова, работа идёт без сбоев.
В том, что на дне вокруг острова Русского много металлического мусора, уверен директор Института защиты моря МГУ им. Невельского Сергей Монинец. При этом останки судов – не самая большая опасность: на дне бухт и пролива покоится немало снарядов и мин, оставшихся здесь ещё с времен Первой мировой войны.
– К сожалению, масштабов реальной угрозы никто точно не знает, – сказал корреспонденту «В» Сергей Монинец. – Если водолазы не изучили дно, то последствия такой операции могут быть серьёзными. Я не слышал о проведении специальных исследований дна в этом районе.
По мнению эксперта, при существующей опасности, к примеру, тащить волоком останки судов, очищать или углублять дно пролива драгами опасно. Если в иле покоится незамеченный снаряд, то взрыва не избежать.
Экс-капитан военного гидрографического бота «Ретвизана», водолаз Генрих Костин уверен, что очищать дно бухт острова Русского надо было до начала строительных работ в акватории пролива. При этом эксперт сомневается, что у работающих флотских водолазов есть данные о нахождении опасных объектов и подходящая квалификация.
– Несколько лет я обследовал дно вокруг острова, видел снаряды, торпеды и мины, – рассказал «В» Генрих Костин. – Они лежат на дне Золотого Рога, на банке Нахимова, на острове Святой Елены, в бухте Новик.
По наблюдениям Генриха Костина, самые опасные из покоящихся на дне сюрпризов – снаряды калибра 152–210 мм. Этот «арсенал» таится в морском иле со времен войны 1904–1905 годов.
– Акватория бухт на острове Русском сильно заилена, слой настолько велик, что в нём поселились специфичные обитатели – морские черви, – соглашается преподаватель Института защиты моря МГУ им. Невельского Яна Блиновская. – Загрязняется дно также из-за строительства, которое ведётся сейчас в акватории.
В июне этого года Приморская транспортная прокуратура обязала администрацию Владивостока очистить от ила дно канала, по которому паромы и баржи со стройматериалами проходят к острову Русскому. Поводом для вмешательства правоохранительных органов стал весенний инцидент, когда здесь едва не сел на мель большой паром с людьми и грузом. Но тогда же выяснилось, что этот участок акватории не принадлежит администрации города, а является собственностью военного ведомства. Как стало известно «В», после обращения мэрии Владивостока в администрацию края, губернатор Приморья Сергей Дарькин направил письмо министру обороны РФ Анатолию Сердюкову с просьбой передать канал в краевую собственность для проведения здесь дноуглубительных работ.
– Сейчас капитаны проводят паромы по одному и строго по середине канала, где, по последним замерам, глубина составляет 5-6 м, а осадка у парома 2 м, – сказала корреспонденту «В» зам. приморского транспортного прокурора Юлия Ярченко. – Мы добились, чтобы в «Обязательные наставления капитана порта Владивосток» были внесены изменения по ограничению движения судов в канале.
По версии прокуратуры, в обмелении прохода к острову может быть виноват также грунт, который был смыт в море после обрушений насыпи для будущего пилона моста на остров Русский. Напомню, отсыпку ее вели специалисты ПО «Мостовик». По оценке независимых экспертов, тогда под воду ушло не менее 80 тыс. кубов грунта.
Автор: Татьяна БАУЛИНА