Рыба поехала!

Все проблемы по доставке дальневосточного лосося в европейскую часть страны в период его путины сняты. Об этом заявил Сергей Колесников, первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживании ОАО «РЖД» в ходе своей поездки

8 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2593 от 8 сент. 2009
6e76bff49f59f9d5221c2f84eb71deea.jpg


Все проблемы по доставке дальневосточного лосося в европейскую часть страны в период его путины сняты. Об этом заявил Сергей Колесников, первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживании ОАО «РЖД» в ходе своей поездки во Владивосток для урегулирования «рыбного» вопроса. Ещё бы они не были сняты. Аккурат в то время, когда Сергей Колесников выступал перед дальневосточной прессой, в Москве этот вопрос рассматривался на заседании президиума правительства России, которое провёл премьер-министр Владимир Путин.

Лососёвая путина в этом году бьёт все рекорды, такого подхода рыбы не было за всю историю наблюдений с 1908 года. Объём выловленного лосося уже составляет 474 тыс. тонн, ожидается, что итогом путины станет более полумиллиона тонн выловленной красной рыбы.

Практически весь дальневосточный лосось попадает в порты Приморского края, откуда железной дорогой отправляется в европейскую часть России. По состоянию на минувшую пятницу холодильные мощности Дальрыбпорта – основного приёмщика рыбы были заполнены на 40 тысяч тонн, то есть на 99 процентов. У причала стояло четыре парохода с восемью тысячами тонн рыбопродукции. На рейде находилось два трёхтысячных парохода.

Ещё буксировали из-за поломки главного двигателя десятитысячник, и в ближайшие дни к причалу подойдут суда примерно с 24-30 тысячами тонн рыбы.

Рыбаки никак не могли решить проблему с транспортировкой, винили «Российские железные дороги» в негибком, нерыночном подходе к работе. Мол, те требуют заявку на рефсекции за десять дней, а рыбаки не могут так заблаговременно планировать поставки: рыбу ведь ещё нужно продать.

Решением проблемы стал отказ РЖД от заявочного принципа, а также ликвидация всех повышающих коэффициентов за транспортировку. Виктор Зубков на заседании президиума правительства тоже признал, что «имели место некоторые перебои с подвижным составом для отгрузки и отправки продукции». На сегодняшний день они решены: РЖД гарантировало достаточное количество в портах вагонов-рефрижераторов, организовано движение «холодных» поездов по ускоренному графику, отменён удорожающий коэффициент, налажены прямые погрузки продукции с борта судна в вагоны.

– Сейчас «Российские железные дороги» передислоцировали в Дальневосточный регион более 100 рефсекций, которые готовы принять всё, что нам будет предъявляться к транспортировке, – рассказал Сергей Колесников. – Зная маркетинговый прогноз по лососёвой путине, который в этом году достигнет небывалых объёмов, мы заинтересованы в том, чтобы 100 процентов этой продукции были вывезены. Сейчас 44 вагона готовы к ускоренному отправлению по Южно-уральской и свердловской железным дорогам. У нас есть полное понимание того, что необходимо предпринять, чтобы ни одного килограмма рыбы не осталось на складах и она дошла до потребителя европейской части России.

Впрочем, отсутствие повышающих коэффициентов совсем не значит, что для отправителей транспортировка осуществляется по прежним ценам. Да, тариф РЖД строго регламентирован, но парк рефсекций сегодня принадлежит мелким частным компаниям, а 30 процентов транспортировки рефсекциями приходится на ОАО «Рефсервис», дочернюю компанию РЖД. Все эти предприятия выставляют свою, адекватную по их мнению, цену аренды секций. По некоторым данным, сейчас эти цены превышают в два, а то и в три раза майские. Что делать – это рынок, есть повышенный спрос, растёт цена предложения. Новые обвинения посыпались и в адрес оптовиков, которые закупают рыбную продукцию. Мол, те замерли в ожидании максимального снижения цены на рыбу, что также повлияло на затоваривание Дальрыбпорта.

– Когда на рынок дополнительно поступает более 150 тысяч рыбопродукции, оптовики не торопятся покупать её, они ждут максимального снижения цены, – говорит Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. – Она уже упала на Сахалине до 25 рублей за килограмм.

Косвенно согласился с ним и Сергей Колесников:
– Ситуация с транспортировкой рыбы была искусственным ажиотажем. Мне кажется, отдельные участники рынка специально создали такую обострённую ситуацию.

Сейчас Дальний Восток переживает пик лососёвой путины. Пока уверенность в том, что наши рыбаки не зря трудились, сохраняется, ведь вопрос транспортировки вылова обсуждался на самом высоком уровне. Сейчас дальневосточные рыбаки готовятся к сельдевой путине, на которую тоже научное сообщество давало самые высокие по объёмам прогнозы. Неужели правительству придётся заниматься и селёдкой?

Комментарий

Сергей Колесников, первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживании ОАО «РЖД»:

– Сегодня мы наблюдаем значительное повышение объёмов перевозок в направлении восточных портов. Как никогда оживился Тихоокеанский регион, азиатский рынок. У РЖД наблюдается значительное увеличение в перевозке чёрных металлов, угля, кокса, нефтепродуктов. Сегодня восточное направление для нас крайне актуально, так как здесь мы имеем повышенные заявки.

ВМТП отметил рекордные цифры перевалки – 700 тысяч тонн за август. И такая тенденция будет продолжаться. При этом в Европу наши перевозки значительно снизились. Сегодня для РЖД Дальний Восток – это потенциальный рынок перевозок, которому будет уделяться большое внимание.

Кстати

Сегодня во Владивостоке открывается Международный конгресс рыбаков. Начнётся он, по традиции, со специализированной рыбохозяйственной выставки «Перспективы развития рыбной отрасли-2009», которая пройдёт в СК «Динамо» на ул. Западной, 11. Деловая часть конгресса начнётся 9 и 10 сентября. Тема конгресса в этом году – «Стратегии устойчивого управления рыболовством и поддержание стабильности рынков рыбопродукции». В ходе пленарного заседания на конгрессе выступят руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, губернатор Приморья Сергей Дарькин, а также российские и зарубежные эксперты рыбного дела.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна