Памяти Великого князя
Сегодня из-за плотного кольца домов сопку Алексеевскую - она расположена на северном берегу бухты Золотой Рог - почти не видно (её высота - 82 метра). Сейчас мало кто знает, что на карте Владивостока 1869 года у неё было другое название – гора Церковная.
Сегодня из-за плотного кольца домов сопку Алексеевскую - она расположена на северном берегу бухты Золотой Рог - почти не видно (её высота - 82 метра). Сейчас мало кто знает, что на карте Владивостока 1869 года у неё было другое название – гора Церковная. Почему же гора поменяла своё имя? Ответ надо искать... у императорской семьи.
Великий князь Алексей Александрович (Романов), четвёртый сын Александра II, в 1871-м,
в возрасте 21 года, в должности старшего офицера фрегата «Светлана» отправился в кругосветное путешествие в Северную Америку. В декабре 1872 года он прибыл на внешний рейд порта Владивосток. (Нельзя не сказать, что в мае 1867 года молодой князь, отправившийся в поход на фрегате «Александр Невский», у берегов Африки потерпел кораблекрушение, но это не отбило у Его Высочества охоту к странствиям.)
Увы, мощные льды в проливе Босфор-Восточный не дали кораблю зайти в Золотой Рог, и «Светлане» пришлось вернуться в Нагасаки. Ожидая, пока расчистится лёд, Великий князь несколько месяцев провёл в море, совершая заходы в порты Китая. В начале мая 1873 года русская эскадра в составе фрегата «Светлана», корветов «Витязь» и «Богатырь» вновь подошла к берегам Владивостока и бросила якорь в бухте Золотой Рог.
В тот год наш город получил мощный стимул к своему дальнейшему развитию: из Николаевска-на-Амуре сюда был переведён военно-морской порт. Великий князь Алексей Александрович со своими спутниками остановился в доме главного командира портов Восточного океана и в первый же день отправился осматривать город. Отцы-командиры уговорили сиятельного путешественника отправиться на охоту в окрестности Владивостока, которые славились дичью. Трофеи охотников превзошли все ожидания.
Его Высочество не пренебрёг и государственными делами. Он пригласил первых лиц города и купечество к себе на обед. В той знаменательной беседе, вошедшей в анналы истории Владивостока, Великий князь «призывал к самодеятельности» городских коммерсантов. Тогда же он предложил горожанам организовать местный музей, пообещав передать для него экспонаты из своего путешествия. Впоследствии он активно помогал – советом и деньгами - первой во Владивостоке общественной организации – Обществу изучения Амурского края (ОИАК) и созданному при нём музею. До сих пор в обществе хранится печать с императорской символикой - двуглавым орлом. Благодаря такому подарку общество имело право бесплатно отправлять свою почту во все концы России.
К идее создания во Владивостоке музея городские власти и горожане вернутся через десять лет. Пока же, воодушевлённые встречей с представителем императорской фамилии, они решили переименовать гору Церковную в Алексеевскую, а улицу Американку - в Светланскую, по имени фрегата «Светлана». Вскоре на горе Алексеевской была построена пожарная каланча – будка пожарного смотрителя.
11 мая 1873 года Великий князь Алексей Александрович выехал из Владивостока через Сибирь в Санкт-Петербург. Безоблачно продолжалась карьера князя: он совершил несколько плаваний на фрегате «Светлана», побывал вновь в наших краях, где 2 января 1876 года стал шефом 1-го Восточного Сибирского линейного батальона. Участвуя в боевых действиях на Дунае, контр-адмирал Алексей Александрович получил в 1877 году орден Св. Георгия и золотое оружие. В 1881-м он был назначен главным начальником флота и Морского министерства, а ещё через семь лет стал полным адмиралом.
Большая энциклопедия того времени сообщала: «За время управления Его Высочества морским ведомством и флотом сделано много преобразований как в строевом отношении, так и в административном. Введён морской ценз для офицеров флотских корпусов, положение о вознаграждении за долговременное командование судами 1-го и 2-го рангов и многие льготы механикам и судостроителям. Образованы дивизии и увеличено число экипажей, построена масса судов броненосного флота и крейсерского, устроены порты Севастопольский, Александра III, Порт-Артур, доки в Кронштадте, Владивостоке, увеличено количество эллингов для строящихся судов».
Любопытный факт: хребет в центре Владивостока, состоящий из гор Алексеевской, Орлиного Гнезда, Бориславского, Буссе, Комарова и Попова, даже в пылу революционных переименований сохранил своё название - Великого князя Алексея Александровича.
Автор: Амир Хисамутдинов