Рыбная блокада
Как и давали прогнозы научное и рыбацкое сообщества, к дальневосточным берегам в этом году подошло небывалое количество лососёвых. Холодильные мощности Приморья практически забиты до отказа. Однако жители центральных регионов России не могут поживиться кр
Как и давали прогнозы научное и рыбацкое сообщества, к дальневосточным берегам в этом году подошло небывалое количество лососёвых. Холодильные мощности Приморья практически забиты до отказа. Однако жители центральных регионов России не могут поживиться красной рыбкой откуда-нибудь из Охотоморья. В чём же дело?
По словам руководителя департамента рыбного хозяйства администрации Приморья Игоря Улейского, по состоянию на август индекс промышленного производства рыбной индустрии края достиг 100 процентов. При этом к невиданным за последние годы объёмам улова лососёвых оказались готовы все – и рыбаки, и портовое хозяйство, кроме железнодорожников.
В ходе выездной пресс-конференции на территории компании «Далькомхолод» – одного из крупнейших холодильных предприятий региона, которое сейчас практически полностью заполнено дальневосточной красной рыбой, специалисты отрасли в один голос обвиняли железнодорожников в нерыночном подходе к своей работе и неспособности обеспечить спрос на транспортировку со стороны рыбаков.
Так, Людмила Талабаева, генеральный директор Дальрыбпорта, отметила, что времена работы министерства путей сообщения с его плановостью канули в Лету. Сейчас востребованность подвижного состава диктует рынок.
– Владельцы рефсекций просят подавать заранее заявки на подвижной состав, через несколько дней – уточнять их, – говорит Людмила Заумовна. – Но диктовать условия продажи рыбы должен рынок, а не кто-то иной. Сегодня на рефсекции нет заявок, а завтра будет на 10-15 секций. Как рыбак продаст рыбу, так и поступит заявка. Что касается порта, то мы готовы переваливать более 1 млн тонн рыбы, как в советское время, работать в круглосуточном режиме. У нас есть возможность единовременного хранения 42 тыс. тонн мороженой продукции. Сейчас в холодильниках 40 тыс. тонн. Ситуация пиковая, но не критическая. На самом деле радоваться надо, что так много рыбы в этом году.
В том, что ситуация с затовариванием рыбой разрешится, никто не сомневается, но, по мнению рыбацких и чиновников, и общественников, и бизнесменов, Российским железным дорогам и дочерним структурам, распоряжающимся подвижным составом, необходимо быть гибче.– В деятельности РЖД есть желание полностью ликвидировать все коммерческие риски, связанные с работой с рыбаками, – говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. – Если рыбацкие компании несут риски, связанные с путиной, доставкой и мы понимаем, что эти риски нельзя не учитывать, то РЖД хочет полностью исключить их, для чего в компании просят предоставлять точный план-график востребованности подвижного состава. Но ведь это коммерческая структура, у них расценки свободные, не оплачиваемые государством, значит, и подход к работе должен быть рыночным. Вообще непрозрачная, мутная система собственности, когда часть рефсекций принадлежит дочернему предприятию РЖД «Рефсервис», другая – мелким афелированным РЖД структурам, и порождает конфликт интересов. Правительственная комиссия по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса по итогам лососёвой путины обязательно будет делать «разбор полётов».
С сочувствием к работе железных дорог отнёсся президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов:
– Железную дорогу можно понять. Рефсекции у неё практически полгода стоят. И порты, и железная дорога задействованы всего на десять процентов в «непутинное» время. Когда будет определённость с ритмичностью поставки рыбы на российский берег, тогда можно будет говорить и о нормальной работе железной дороги.
– Сезонность была, есть и будет, – возражает Игорь Улейский. – Ритмичность поставок мы никогда не обеспечивали и в советские годы.
Сложности с транспортировкой в центральную часть России дальневосточной рыбы представители РЖД при этом объясняют натуральным заговором рыбаков.
– Вместо 70 рублей рыба стала стоить 32 рубля. У рыбаков свои затраты, им надо реализовывать по более высокой цене. А дороже не берут, поэтому сейчас они её придерживают в холодильниках, – прокомментировал ситуацию программе «Вести недели» Николай Аверков, генеральный директор ОАО «Рефсервис».
Кстати, о цене она доходит до 150 рублей за килограмм горбуши. Вопрос дороговизны рыбы в рознице на самом дальневосточном побережье в который раз задали журналисты.
– Это вопрос не к рыбакам, – говорит Игорь Улейский. – В августе они продавали рыбу по 30 рублей за килограмм. Недавно я сам покупал горбушу в магазине «Парус» по 76 рублей. Откуда взялась такая надбавка – вопрос отдельного разбирательства.
По словам чиновника, к нему необходимо привлекать не только представителей РЖД, но и крупных оптовиков и представителей торговых сетей.
Следующая за лососёвой сайровая путина уже стартовала на Дальнем Востоке. Повторится ли ситуация с доставкой этой, не менее любимой россиянами рыбой? По словам экспертов рыбного хозяйства – нет. Объёмы добычи этой рыбы не так велики, как лососёвых – всего около 100 тыс. тонн на Дальний Восток.
– С сайрой подобное не случится, – говорит Игорь Улейский. – Ко времени необходимости её транспортировки лосось будет уже в регионах центральной России, к тому же сайра во многом будет переработана на шести приморских плавзаводах. Приморские заводы сейчас выпускают 70 процентов консервов Дальнего Востока и 40 процентов консервов России. И это в основном сайра.
Не возникнет проблем и с минтаем, путина которого пойдёт следом за сайровой, его добудут в дальневосточных водах около 160 тыс. тонн.
Тем временем8-10 сентября во Владивостоке пройдёт масштабное и важное для всего рыбацкого сообщества мероприятие – Международный конгресс рыбаков. В числе прочего участники рынка обсудят проблемы перевозок и логистики российского и мирового масштаба. По мнению специалистов, этот вопрос сегодня нуждается в детальной проработке и новых подходах.
КстатиПредседатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о включении президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева в состав правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. До этого в комиссию входили только трое дальневосточников. Всего в комиссии 14 человек.
Автор: Сергей Абарок Александрович