Кто режет хлеб во Владивостоке?
Эту маленькую хлебопекарню горожане давно уже приметили. Те, кто живет по соседству, покупают вкусный горячий хлебушек прямо на месте - в “Доме Слико” на ул. Гамарника или на остановке транспорта “Постышева”, где “Дом...” держит киоск. Привычный “Подольский”, “белый”, булочки с вызывающими ностальгию “именами” - “Хала”, “Городская”. И рецептура - традиционная, проверенная временем и ГОСТами.
Эту маленькую хлебопекарню горожане давно уже приметили. Те, кто живет по соседству, покупают вкусный горячий хлебушек прямо на месте - в “Доме Слико” на ул. Гамарника или на остановке транспорта “Постышева”, где “Дом...” держит киоск. Привычный “Подольский”, “белый”, булочки с вызывающими ностальгию “именами” - “Хала”, “Городская”. И рецептура - традиционная, проверенная временем и ГОСТами.
Сборник рецептур давно уже стал настольной книгой директора пекарни Елены Нефедовой. Впрочем, технология, даже самая лучшая и выверенная до грамма, - ничто без опыта и профессионализма. Это вам любой хлебопек скажет: в хлеб нужно душу вкладывать, иначе о качестве и речи быть не может. Хлеб - субстанция живая, добрые руки и ласковые слова любит. Полина Кулакова, Василий Заколюкин, Роман Игнатенко - бригада хлебопеков “Дома...” этим вовсю пользуется. И обычный “Подольский” выходит у них вкуснее иной булки.
Потому и выстраиваются летом у “Дома...” в очередь дачники. Знают: этот хлеб сохранит вкус и аромат, не искрошится и завтра, и послезавтра. Вот и запасаются на все трудовые выходные. Год назад “...Слико” выпускал 2400-2500 буханок хлеба. Обеспечивал продукцией более десятка близлежащих магазинов, все окрестные детские сады. Продукция шла на “ура”. Казалось, “Дом...” нашел свою нишу и научился выглядеть достойно и на фоне десятков мелких хлебопекарен и рядом с величественным “Владхлебом”.
Однако в нынешнем году ситуация резко изменилась. И хотя те же люди выпускают тот же отменный хлеб, его с каждым днем становится все меньше. Сегодняшний объем продукции - всего-то 800 буханок. Ужимается и коллектив: вместо 16 пекарей осталось шестеро. За 3-й квартал - сплошные убытки, около 20 миллионов рублей. И, как обычно, беда не ходит одна: в прошлом месяце ночью вспыхнул бывший детский сад, служивший складом пекарни. Здание занялось сразу со всех сторон, и прибывшим спустя несколько минут пожарным работы почти не осталось: детсад сгорел дотла, а также машины, стоящие рядом. И хотя происшествие здорово смахивало на поджог, расследовать причины никто не стал. В “Доме...” подсчитали нанесенный огнем ущерб и продолжили работать.
Мечта “Дома Слико” - открыть несколько “хлебных” киосков в разных районах города. И это будут не привычные уже уродливые будки, заполонившие Владивосток, а современные стильные помещения, которые только украсят облик города. Архитекторы помогли хлебопекам разработать отличный проект: киоски “Дома...”, оформленные в едином ансамбле с киосками “Роспечати”, на автобусных остановках - возле кинотеатра “Искра”, на ул. Камской, Молодежной, на ул. Тухачевского. Тех самых, где горожанам некуда приткнуться в ожидании транспорта. По проекту “...Слико” должен был обустроить все эти остановки. Кажется, город не мог не заинтересоваться этим взаимовыгодным предложением. Увы, вот уже несколько месяцев документы, получившие “добро” в управлении архитектуры, земельном комитете, транспортном комитете, лежат в городском комитете по управлению имуществом. И ни ответа, ни привета.
“Впечатление такое, что малые хлебопекарни городу вообще не нужны, - говорит Елена Нефедова. - Когда в городе были проблемы со снабжением хлебом, власти нас всячески поддерживали, даже давали льготы, например на потребление электроэнергии. Сегодня выставили счет - за те самые льготы. Но мы ведь уже продали хлеб, в цену которого и были заложены льготные энерготарифы! Выходит, мы сейчас должны обойти наших покупателей и собрать с них деньги - почти 9 миллионов. Для предприятия это очень большая сумма. Для наших клиентов - тем более...”
Нынешняя политика возвращения долгов за подаренные льготы ставит все предприятия малого бизнеса, в том числе и хлебопекарни, в трудное положение. Между тем малый бизнес вносит свой немалый вклад в развитие и города, и страны в целом. Так, только за 9 месяцев этого года “Дом Слико” перечислил налогов в бюджеты всех уровней 212 миллионов рублей. Это предприятие старается вести свой бизнес честно и цивилизованно. И, самое главное, создает нормальную здоровую конкуренцию на “хлебном” рынке. Чем может “взять” клиента скромная хлебопекарня? Только качеством. Мощный “Владхлеб” и малые хлебопекарни - тот самый экономический симбиоз, от которого выигрывает и производитель, и потребитель.
Автор: Марина ПОПОВА, “Владивосток”