В мире правильных вещей

Есть в мире дизайна очень авторитетная награда – «Красная точка», Red Dot Design Awards. Получить её не так-то просто – каждый год на соискание премии выставляют свои работы дизайнеры ведущих мировых фирм. И каково же будет ваше удивление, читатель, когда

27 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2587 от 27 авг. 2009
57007eb85fba9b1f67dc9ce9f84e8fe9.jpg


Есть в мире дизайна очень авторитетная награда – «Красная точка», Red Dot Design Awards. Получить её не так-то просто – каждый год на соискание премии выставляют свои работы дизайнеры ведущих мировых фирм. И каково же будет ваше удивление, читатель, когда вы узнаете, что во Владивостоке живут обладатели этой престижной награды. Знакомьтесь, Антон Бельтюков, Станислав Караченцев, вместе – проектно-производственная компания «КБ». Обладатели Red Dot Design Awards в номинации Design Concept.

– Официально компания «КБ» существует пять лет, – говорит Станислав, – а работать вместе мы стали намного раньше. Познакомились, когда были студентами, вместе – на третьем курсе – стали делать проекты, конкурсные задания. Один из первых проектов – для конкурса промышленного дизайна в Москве, который мы и выиграли.

– А как попали на «Красную точку»?

Антон: – Этот конкурс – как чемпионат мира… Всё, что появляется нового в мире дизайна, проходит через этот конкурс, чтобы получить своего рода знак качества.
Мы тоже отправили несколько работ, и одна победила – проект интерьера, точнее, концепция кафе.

– Как появилась мысль послать работы?

Антон: – А как иначе? Мы давно пытаемся отстоять иное понимание дизайна, воюем, так сказать, со «специалистами». А подобные премии – подтверждение того, что мы идём правильным путём. Тем более что «Красная точка» – это высшая планка. Эта премия позволила нам говорить с оппонентами уже с других позиций.
Мало кто по-настоящему разбирается в дизайне. Даже сегодня, если вы спросите у многих «профессионалов», что такое дизайн, вам никто ничего не скажет.

– Вот и попробуйте объяснить мне, что такое дизайн и чем занимается дизайнер…

Станислав: – Есть фильм. Советских ещё времён. Не помню названия. Суть такая – молодым сотрудникам предложили сделать трактор. Новый. Все пошли разным путём. И только один человек отправился в санаторий, где отдыхали трактористы. И попросил их назвать все недостатки уже имеющихся тракторов. Люди говорили о многом – о толщине сидений, о вибрации, о материалах, обзоре из кабины. Он учёл всё это, исправил и сделал свой проект. Так появился трактор «Чебоксарец». Работающий на нём не травмирует спину, не получает теплового удара… Он идёт на работу с хорошим настроением и возвращается с таким же. Вот это работа дизайнера – разработать максимально комфортную, безопасную вещь для конкретных целей человека.
Дизайн тесно связан с социальной сферой, воспитывает в людях вкус, ценности…
Антон: – Дизайнер создаёт вещи такими, какими они должны быть. А красота – дело двадцатьпятое. Ну а то, что сегодня все считают наоборот… это ошибка перевода и как раз причина того, что у нас каждый второй – дизайнер. И видят они только оболочки вещей, а ценности в них никакой нет, да и красота очень сомнительная. Если назвать вещи своими именами: дизайнера – проектировщиком, то смысл резко меняется. Другое дело, что так становится явно сложнее, а сложное непопулярно, неудобно.

– Какими своими работами вы гордитесь?

Станислав: – Всеми. Вот, например, лестница в доме на сопке Буссе. В жилом доме – 4-этажном – была лестница. Очень неудобная. Ширина, высота шага были такими, что человек – любой, даже здоровый мужчина, поднявшись на третий этаж, просто оставался без сил. Позвоночник болит, голова болит. Вот мы и разработали лестницу – удобную, и способную вписаться в уже готовую шахту. Установили мы основную её конструкцию в рекордно короткие сроки, одновременно с демонтажом старой лестницы, процесс занял семь дней. Причём прямо по ней, после первого этапа установки, поднимались рабочие, нсили тяжёлые грузы – без вреда для конечного эксплуатационного вида лестницы, но ради удобства рабочего процесса. Вот эта лестница – и есть дизайн!
Антон: – Но зачастую и к огромному нашему сожалению, наши предыдущие работы, как правило, связанные с графическим дизайном, например – фирменные стили, можно увидеть в искажённом варианте… Немногие клиенты, получив на руки выполненный проект, придерживаются руководства по его развитию… Изменяют концепции. А ведь это полностью продуманная система, и одно изменение может всё сломать. В Европе, например, дизайнерские компании сопровождают проект постоянно, владельцы не имеют права ничего менять. Потому как понимают, что в этом случае они рискуют потерять все вложенные за много лет деньги и не придут к запланированным результатам. У нас пока такого взаимопонимания нет, и нет культуры работы. Проблема обоюдная: одни не понимают для чего и что делают, другие не понимают, как ставить задачи и пользоваться разработанным для них продуктом.
Станислав: – Мало красиво и правильно сервировать стол, нужно, чтобы люди, которые будут за ним сидеть, были научены пользоваться всеми приборами.
Удивительно – почему, когда человек идёт к стоматологу, он не пытается объяснить врачу, как именно нужно пломбировать канал и сам не пытается поставить себе пломбу. Но когда речь заходит о проектировании, о дизайне, каждый считает себя специалистом…

– Сегодня от дизайнеров можно часто услышать: во Владивостоке ловить нечего, уезжаю в Москву, уж там-то развернусь…

Станислав: – А какая разница, где находиться?!
Антон: – Эти люди не в профессии работают, они ни дизайнеры, ни проектировщики, ни кто. Они едут в Москву за деньгами. Да, возможно, больше заработают, но и больше потратят. Станет ли лучше их жизнь, их работы, станут ли лучше они – не факт. А если жить для чего-то более ценного, для самореализации, развиваться в профессии и развивать профессию, то местоположение никакой роли не играет.
Здесь, во Владивостоке, у нас есть возможности быть лучше. Здесь мы разрабатываем тот стиль, по которому будет определяться Россия. Сейчас наша страна пытается бежать за остальным миром, подражать. И многие без стеснения говорят: о, наши работы похожи на то, на то… А надо стремиться к тому, чтобы наши работы не были похожи ни на что другое, были лучше!
Мы сейчас разрабатываем вещи, которые будут полезны, улучшат общество, качество людей, если хотите. Мебель, например. Мы уже довольно давно работаем над этой задачей, сделать мебель, например диван, который будет использоваться 100 лет – и будет передаваться по наследству, потому что он и удобный, и качественный, и красивый, при этом все эти качества в нём сохраняются.
Строим парусную лодку такую, чтобы её можно было легко погрузить на машину и выехать на природу. Чтобы она не была дорогой, не требовала дорогого содержания – но при этом была и красивой, и конструктивно хорошей, и качественной. Чтобы её мог позволить себе каждый.

– Насколько я знаю, скоро на улице Адмирала Фокина появятся малые скульптурные формы вашей работы?

Антон: – Скоро или нет – решает собственник здания, мы свою работу уже сделали. Основная задача, которую мы для себя определили: заинтересовать людей местом.
Станислав: – Не навязывая, не оскорбляя, а уважая прохожих.
Антон: – Поэтому мы решили идти не от «купи меня», а «получи эстетическое наслаждение». Мы сделали садово-парковую мебель: кресла, столы, лампы. И стенд – систему навигации по магазину, которая вынесена на улицу. Всё выполнено из нержавеющей стали, мебель удобна, эргономична и функциональна – можно посидеть с комфортом. Разве что зимой холодновато (улыбается).

– Бывает такое, что, идя по городу, вы мечтаете переделать Владивосток?

Антон: – Конечно! У нас город имеет огромный потенциал, невероятные возможности! Но он никак не используется. Только уничтожается. Жаль, что люди живут не сегодня, а мыслями о будущем – вот, мол, заработаю или наворую денег, потом уеду и уже там заживу… А жить сегодня, сейчас и здесь.

– Хватает ли у вас времени на то, чтобы собственную жизнь сделать комфортной?

Антон: – Мы работаем над этим (улыбается).
Станислав: – У нас система везде одинаковая: что другим, то и себе. Единственно: мы отдыхаем более профессионально. Продумываем заранее. Поэтому отдых проходит качественнее. Заметим – никакого алкоголя.
Антон: – А удовольствие при этом по максимуму! Мы живём один раз, иллюзий на этот счёт не строим. Поэтому и хотим прожить жизнь максимально интересно. И людей, которые нас окружают, отбираем тщательно. По внутренней составляющей. Хороших людей обычно сразу видно… Причём как правило люди простые интереснее и лучше тех, кто воображает из себя что-то, выделывается, «имидж» создаёт.
Станислав: – Мы вообще, если сравнивать со среднестатическими мужчинами, более явные представители гетеросексуального звена. Количество женщин, которым мы нравимся, на порядок выше…
В будущем мы планируем написать книгу – для всех людей, которые смогут своё жилище отремонтировать так, чтобы и лишних денег не потратить, и не сделать в итоге дом, в котором нельзя жить.

Справка «В»

RED DOT DESIGN AWARDS – одна из самых авторитетных наград в области дизайна, присуждаемая европейским институтом Design Zentrum Nordhein Westfalen. Red Dot Design Awards является престижным европейским конкурсом дизайна товаров широкого потребления. Ежегодно в нём принимают участие более 4 тысяч профессионалов из 40 стран. Номинация проводится в трёх категориях – Product Design, Communication Design, Design Concept. Работы, получившие награду, выставляются в Музее дизайна Red Dot в немецком городе Эссен. На сегодняшний день музей представляет крупнейшее в мире собрание достижений современного дизайна.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ