Рыбацкий SOS
Плавзавод «Всеволод Сибирцев» вернулся с «красной» путины. Разгрузив свежемороженую продукцию и консервы в порту Находка, теперь он готовится к следующей – сайровой страде.
Плавзавод «Всеволод Сибирцев» вернулся с «красной» путины. Разгрузив свежемороженую продукцию и консервы в порту Находка, теперь он готовится к следующей – сайровой страде.
Корреспондент «В» побывал в гостях у рыбаков и выслушал мнение не только о предстоящей рыбалке, но и о том, как промысловики выживают в кризис и на какие меры поддержки федералов рассчитывают.
Капитан – директор плавбазы «Всеволод Сибирцев» Александр Дмитриев рассказал, что в море они находились 25 дней. Простоев не было, поэтому экипаж – как опытные рыбаки, так и практиканты – учащиеся рыбохозяйственных учебных заведений Владивостока и Находки, неплохо заработали.
В Находкинском рыбном порту закончена разгрузка 270 тонн рыбы, а сейчас идёт подготовка к новому рейсу: получение тары для сайровой экспедиции, в которую они отправляются 25 августа и будут находиться на промысле более месяца. В этот раз судно держит курс на Южные Курилы.
– По результатам работы в лососёвой экспедиции у берегов восточной Камчатки в Карагинском заливе могу сказать, что это была самая лучшая рыбалка за последние двадцать лет, – говорит Александр Сергеевич. – Средний заработок матросов и рабочих составил 50 тысяч рублей за 25 рабочих дней, а в варочном цеху – до 70 тысяч. Мы приняли 4620 тонн красной рыбы. Так что скучать рыбообработчикам было некогда, – трудились в полную силу.
– Чем запомнилась эта экспедиция?
– Для нас это обыденная работа. Очень рады, что страна будет с икрой и красной рыбой.
Сегодня на Дальнем Востоке ПБТф – единственное рыбопромышленное предприятие, которое разработало и претворяет в жизнь программу обновления флота.
– До конца 2010 года компания планирует приобрести четыре судна, – рассказал корреспонденту «В» заместитель генерального директора ПБТФ Сергей Еремеев. – Судите сами, срок эксплуатации судов, на которых мы сейчас работаем, более 30 лет. Они имеют большую изношенность и устарели морально, поэтому мы приступили к осуществлению программы обновления флота. Уже приобретены и следуют на переоборудование два небольших плавзавода. Надеемся, что с января 2010 года один из них будет работать на промысле. А пока они находятся на переоборудовании, которое производится в Китае в порту Далянь.
Ещё два судна предприятие планирует достроить на судоверфях Украины. Одно из них ожидают получить уже в середине лета следующего года, а другое, если всё удачно сложится и правительство страны окажет ту самую поддержку, – в конце 2010 года. Это будет крупнотаннажный флот, который принимает и перерабатывает рыбу. Стоимость контракта в пределах 25-30 млн долларов за одно новое судно.
– Большая надежда на господдержку?
– Пока освоение программы по обновлению флота предприятие производит за собственные средства, своими силами, но рыба нужна сегодня, и одними надеждами на господдержку сыт не будешь.
– Во сколько раз увеличится производительность, когда подойдёт новый флот?
– Думаю, что не меньше чем в два-три раза возрастёт объём добычи. Квоты вылова распределены на несколько лет вперёд. Хорошо, что недавно произошло их существенное увеличение. У нас осталось семь добывающих судов, которые обеспечат рыбалку. Но их мощностей по причине износа не хватает, поэтому мы сейчас так активно занимаемся обновлением флота.
– Сергей Мстиславович, а когда у нас во Владивостоке в продаже появится свежая рыба? Я как хозяйка не могу приобрести то, что хочу и зачастую, живя в рыбном краю, обращаюсь к своим родственникам на Сахалине, чтобы они прислали с оказией вкусную рыбку.
– Мы сейчас разгрузили 1700 тонн красной рыбы, которая находится в холодильниках Находки, а перед этим – около двух тысяч тонн – во Владивостоке. Вся красная рыба, которую мы привезли, пошла только на внутренний рынок. Просто цена у неё интересная. Я был во Владивостоке и видел горбушу, которую продавали по 80 рублей за килограмм, а во время выгрузки она стоила как минимум в два с половиной раза дешевле. Я полагаю, что этот вопрос стоит адресовать фирмам-перекупщикам, а не нам.
– И всё же, по вашему мнению, когда можно надеяться, что рыба будет по доступной цене?
– Я думаю не раньше, чем в Приморье организуют её переработку. Сегодня вся рыба, выловленная в пределах исключительной экономической зоны, должна пройти таможенный контроль в портах Владивостока или Находки. Постановление было принято, а в этом году мы начали по нему работать и уже понесли дополнительные расходы – около 160 млн рублей за таможенные сборы. Правительство принимало этот документ, в расчёте на то, что одновременно будет налажена и переработка минтая, но пока оно работает только в одном направлении – привести все суда в порты, а переработка так и не организована.
– А квоты вылова вас устраивают?
– На сегодня – да, но только при условии обновления флота.
– Как вам помогает краевая администрация?
– Мы благодарны им за внимание и помощь, но всегда хочется большего. Особенно в вопросе кредитования. Собственных средств у рыбаков не хватает, и приходится брать кредит. Разумеется, никто не отказывает, но процентная ставка у банков велика.
– Но вы же не попали в те «сети», которые угодили сельхозпроизводители?
– Мы не попали потому, что брали только краткосрочный заём и смогли быстро погасить его. А у сельхозпроизводителей иная ситуация – неурожай. У нас более благоприятная обстановка.
– Какая самая большая беда у рыбаков на сегодня?
– Большие расходы на топливо…
– Пока рыбаки не чувствуют государственной поддержки, – добавил капитан-директор плавбазы Александр Дмитриев. – В этом отношении комитету по рыболовству страны необходимо проводить работу, чтобы нам реально помогали. Та же сертификация продукции через таможенные центры – это просто дополнительная нагрузка на предприятия, а как таковой отдачи в товарном виде для народа нет. По этой же причине больше проблем с обеспечением флота. Если разумно подойти к решению этого вопроса, нам не пришлось бы выбивать кредит. Полагаю, что госкомитету по рыболовству есть над чем поработать. А пока всё сводится к тому, чтобы больше взять с производителя, хотя все знают, что рыбацкий труд – не сахар. На берегу его можно сравнить разве что с работой шахтёров.
– А сколько судов добывающего флота обслуживают плавзавод?
– Как правило, пять-шесть судов, этого вполне достаточно. В неводах нам рыба обходилась по 30-35 рублей, вот и считайте, во сколько возрастает цена обработанной рыбы. О какой рентабельности можно говорить? Обуздать их – работа того же комитета. Мы как производители понимаем, что можем привезти в порты и 40 тысяч тонн минтая, но тем самым заполоним им Владивосток и Находку, которые не справятся с объёмами.
…В сентябре этого года во Владивостоке по инициативе губернатора Приморского края Сергея Дарькина состоится Международный конгресс рыбаков. Возможно, он поможет решить насущные проблемы отрасли и определит перспективные направления, чтобы рыбаки реально ощутили на себе ту самую поддержку.
Справка «В»Плавбаза «Всеволод Сибирцев» Преображенской базы тралового флота (ПБТФ) была построена в 1989 году для переработки краба и сайры. В последнее время крабовый промысел прекращён и плавзавод работает только на переработке сайры и разнорыбицы. Мороженая продукция выпускается в полном ассортименте – от неразделанной рыбы до молок и икры. По объёмам выпуска суточный приём составляет 250 тонн на лососёвой путине, а на минтае в зимний период в Охотском море – до 300 тонн. Консервное производство рассчитано на выпуск 300 тысяч банок № 6 в сутки.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА