Устав города ждёт перемен

Поправки в действующий Устав Владивостока – основополагающий документ городского самоуправления - ждали своего часа достаточно долго, некоторые из них – до полутора лет.

14 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2580 от 14 авг. 2009
90cd8e0b3140249e3ddcd2cfe705a674.jpg


Поправки в действующий Устав Владивостока – основополагающий документ городского самоуправления - ждали своего часа достаточно долго, некоторые из них – до полутора лет.

Федеральное законодательство, включающее ключевой для местного самоуправления закон № 131-ФЗ, изменяется так стремительно, что муниципальные депутаты не успевают вносить в свои правовые акты соответствующие изменения. Однако за приведением местных законов в соответствие с федеральными неукоснительно следит прокуратура, поскольку единое правовое поле – необходимая составляющая целостности государства.

Не раз и не два прокуратура и органы Минюста указывали депутатам Думы Владивостока на существующий разрыв между городским уставом и федеральными законами, обращались в суд, решения которого обязательны к исполнению. Особенно очевидным несоответствие Устава Владивостока стало после принятия в этом году поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установивших процедуру отзыва главы местного самоуправления решением органа представительной власти.

В полном соответствии с русскими пословицами о громе и мужике, а также о долгом запрягании и быстрой езде депутаты взялись за внесение изменений в устав в середине прошлого месяца и действовали при этом предельно быстро. 15 июля список поправок был принят в первом чтении на очередном заседании, а буквально через день – во втором чтении на внеочередной сессии. Требуемые по закону и уставу публичные слушания решили провести позже, а именно 24 августа, хотя обычно эта процедура проводится перед вторым чтением. Тем не менее в случае возникновения в ходе публичных слушаний новых поправок никогда не поздно вернуться к процедуре второго чтения для их внесения.

Из-за чего сыр-бор?

Перечень накопившихся за 2008-2009 годы изменений достаточно обширен, и они имеют разную степень значимости, поэтому отметим лишь наиболее важные из них. Тем более что с проектом соответствующего муниципального правового акта (МПА) в его полном виде можно ознакомиться на официальном сайте Думы Владивостока gorduma.vl.ru.

В числе предлагаемых изменений – расширение функций местной власти, к которым добавляется осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Наконец-то прописываются давно вступившие в силу структурные изменения в самой думе – место постоянных и временных комиссий занимают комитеты.

Целый ряд поправок конкретизирует механизм проведения местного референдума.
А наиболее значительные изменения связаны с расширением сферы компетенции Думы Владивостка, включая кардинально новое полномочие - принятие решения об удалении главы города Владивостока в отставку (п.11.11). В устав вносится уже действующая по факту норма - заслушивание ежегодных отчетов главы города о результатах его деятельности, работе администрации Владивостока и иных подведомственных главе города органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой города Владивостока.

Прописывается и порядок наложения вето на принятые думой муниципальные правовые акты: в случае отклонения главой города Владивостока они подлежат повторному рассмотрению на заседании думы. А если при повторном рассмотрении муниципальный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов, то он подлежит подписанию главой города в течение семи дней и опубликованию со дня поступления.

Новая статья

Полностью новой частью устава должна стать после принятия проекта изменения статья 37.1. – «Удаление главы города Владивостока в отставку». Она состоит из 13 пунктов, первый из которых гласит: «Дума города Владивостока вправе удалить главу города Владивостока в отставку по инициативе депутатов Думы города Владивостока или по инициативе губернатора Приморского края».

Далее прописываются предусмотренные федеральным законодательством основания для удаления в отставку. В их числе - неисполнение главой в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения и осуществлению своих полномочий, а также «неудовлетворительная оценка деятельности главы города Владивостока Думой города Владивостока по результатам его ежегодного отчёта перед Думой города Владивостока, данная два раза подряд».

Для инициирования вопроса об удалении главы города в отставку требуется не менее трети депутатского корпуса. Их инициатива оформляется в виде обращения, которое вносится в думу вместе с проектом соответствующего решения. О выдвижении данной инициативы глава города и губернатор края уведомляются не позднее дня, следующего за днём внесения обращения. При этом рассмотрение данной депутатской инициативы осуществляется с учётом мнения губернатора. Более того, в случаях, касающихся неисполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владивостока федеральными и краевыми законами, решение об удалении главы города в отставку может быть принято только при согласии губернатора. Он также может стать и инициатором внесения обращения об удалении в главы в отставку.

Место и время

Вносимые в устав изменения достаточно значимы, чтобы привлечь на предстоящие публичные слушания большое число представителей общественности и жителей Владивостока. В недалёком 2005 году, когда публично слушались поправки в устав об изменения порядка выборов депутатов Думы Владивостока, свободных мест в зале заседаний не стало за полчаса до начала слушаний. Проводились и «альтернативные» слушания, в том числе в медиацентре газеты «Владивосток».

С тех пор накал политических страстей в краевом центре существенно снизился, по мере стабилизации ситуации в органах городского самоуправления на первое место вышли вопросы хозяйственной и экономической жизни. Регулярно проводимые думой публичные слушания посещает крайне ограниченное число заинтересованных горожан, как это было, например, при недавних слушаниях по вопросу об исполнении городского бюджета.

Однако на этот раз интерес к публичным слушаниям вновь повышенный: до 12 августа включительно в общий отдел думы несли свои заявки и письменные предложения представители общественных организаций, каковых в числе участников слушаний в результате насчитывается не менее десятка. Однако истечение упомянутого срока отнюдь не означает, что любой житель города не может прийти на слушания «явочным порядком» и выступить со своими предложениями – ради этого, собственно говоря, и предусматривалась процедура публичных слушаний. Поэтому ещё раз напомним, что они состоятся 24 августа в 16.00 в конференц-зале городской администрации (Океанский проспект, 20).

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»