Чехов собирался в наши края
Нынешним летом исполнилось 105 лет со дня кончины известного русского писателя Антона Павловича Чехова. Как известно, в октябре 1890 года он побывал во Владивостоке, возвращаясь из большого путешествия на Сахалин.
Нынешним летом исполнилось 105 лет со дня кончины известного русского писателя Антона Павловича Чехова. Как известно, в октябре 1890 года он побывал во Владивостоке, возвращаясь из большого путешествия на Сахалин.
Документально установлено, что, находясь в нашем городе с 15 по 19 октября, Антон Павлович успел посетить полицейское управление, уездное казначейство, канцелярию военного губернатора, побывал в почтово-телеграфной конторе, основательно изучал местные газеты в Обществе изучения Амурского края (на здании бывшего музея ОИАК, ул. Петра Великого, 6, в память об этом укреплена мемориальная доска).
Именем Чехова во Владивостоке названы городская библиотека, а также одна из улиц города.
В июле 1904 года, когда не стало известного писателя, в разгаре была Русско-японская война. И тем не менее известие о кончине Чехова опубликовали многие периодические издания. Так, военно-полевая газета «Вестник Маньчжурской армии» поместила заметку «Память Чехова», где сообщалось, что 15 июля в Покровской церкви Маньчжурской армии в Ляояне была отслужена панихида по безвременно скончавшемуся 44-летнему писателю. На панихиде присутствовали находившиеся в Ляояне военные корреспонденты во главе с писателем Гариным-Михайловским, а также офицеры, врачи, студенты-медики, сёстры милосердия, инженеры-железнодорожники, гражданская публика.
«Антон Павлович Чехов не отвечал на вопрос: каким должен быть человек? – писал в своей «поминальной» статье Николай Гарин-Михайловский. - Но отвечал: каков при данных обстоятельствах человек. Он – гениальный автор хмурых, безыдеальных… людей, таковых, какими они существуют без малейшей фальши его резца. Тонкого, исключительного в мире резца.
Антон Павлович – творец маленького рассказа, самого трудного из всех… Удивительный это был человек по отзывчивости и жизнерадостности. Он давно недомогал. Но этого он как-то не замечал. Всё его интересовало, кроме болезни… Он – спокойный, ясный – расспрашивает, говорит – странное сочетание мудреца и юноши…
В последний раз я виделся с Антоном Павловичем в апреле 1904 г. в Крыму, на его даче в Ялте. Он выглядел очень хорошо, и меньше всего можно было думать, что опасность близка.
«Вы знаете, что я делаю? – весело встретил он меня. – В эту записную книжку я больше 10 лет заношу все свои заметки, впечатления. Карандаш стал стираться, и вот я решил навести чернилом: как видите, уже кончаю». Он добродушно похлопал по книжке и сказал: «Листов на 300 ещё неиспользованного материала. Лет на пять работы. Если напишу, семья останется обеспеченной…»
Провожая меня, Антон Павлович очень серьёзно уверял, что непременно приедет в Маньчжурию: «Поеду за границу, а потом к вам. Непременно приеду»…
В июле уже 1914 года во Владивостоке состоялся вечер памяти Антона Павловича Чехова по случаю десятилетия со дня его смерти. Военный оркестр исполнил увертюру и «Слава Чехову» композитора Цыганкова. Затем были сыграны две одноактные пьесы Чехова: «Предложение» и «Медведь». Вечер памяти закончился концертным выступлением артистов труппы миниатюр театра «Золотой Рог».
Автор: Подготовила Нелли МИЗЬ