Туризм на горизонте. Администрация Владивостока серьёзно заинтересована в развитии этой отрасли

Столица Приморья может и должна стать центром туристического интереса – внутреннего и международного. Для этого у города есть всё необходимое, а главное – у мэрии, турфим, общественных организаций есть желание работать в этом направлении. К таким выводам

5 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2574 от 5 авг. 2009
55826d115cc79ba58b2215ca656561ca.jpg


Столица Приморья может и должна стать центром туристического интереса – внутреннего и международного. Для этого у города есть всё необходимое, а главное – у мэрии, турфим, общественных организаций есть желание работать в этом направлении. К таким выводам пришли участники «круглого стола», который состоялся на днях в медиацентре «В».

В работе «круглого стола» приняли участие начальник управления международных отношений и туризма администрации Владивостока Вячеслав Кушнарёв, и.о. директора Дальневосточного филиала Российской гостиничной ассоциации Ольга Женжера, исполнительный директор некоммерческого партнёрства «ТОМИ «Окно в Евразию» Ирина Кушнарева, директор международного выставочного центра музея имени Арсеньева Светлана Руснак, исполнительный директор ПРО «Российский союз туриндустрии», директор туристической компании «Каникулы» Ольга Кудрявцева, помощник директора Японского центра Ольга Сумарокова, помощник капитана, координатор работы ПУС «Надежда» Елена Девятова, заместитель генерального директора турфирмы «Ист Навигатор» Лариса Евдокимова.

Едут. Но мало


Конечно же разговор начался с того, что участники вычленили и озвучили основные проблемы – наболевшие, навязшие в зубах, нуждающиеся в срочном решении.

- Меня беспокоит тот факт, - говорила Светлана Руснак, - что в городе с каждым годом всё больше разрушается связанность культурного пространства. Почему туристам не хочется из одного музея пройти в другой, выйти оттуда на набережную, чтобы потом подняться ещё в один музей? Потому что нет дорожек, аккуратных лесенок, всё меньше скверов… Здесь мы нуждаемся в помощи. Все, кто ходил по городу, знают на сопке Алексеевской место с координатами Владивостока – на скальном выступе за корпусом ДВГУ. До революции здесь была беседка. Туристы и сегодня не прочь там побывать, но как трудно стало туда дойти, а ещё труднее - выйти.

Мы проводили экспериментальную группу туристов – от 36-го причала вверх к выставочному центру музея, к Триумфальной арке, потом к фуникулёру, вверх на видовую площадку, там рядом прекрасный музей «Артэтаж-ДВГТУ». И в целом туристам было интересно, но... Пушкинского сквера уже нет, по этой улице к фуникулёру нынче не пройти. Проход к видовой площадке и «Артэтажу» изрядно затруднён, а уж припарковать там туристические автобусы вообще очень сложно.

И важно не забывать о том, что большой процент иностранных туристов составляют пожилые люди и даже инвалиды. У нас вообще не увидишь на улице человека в инвалидной коляске, тем более туриста, а их в городе 36 тысяч и 125 - в крае. Во Владивостоке нет пространства, приспособленного для таких людей…

- Поток туристов сегодня не тот, что был в советские времена, но люди едут - рассказала Ольга Кудрявцева. - Мне кажется, что говорить о привлечении во Владивосток жителей центральной России пока рано – до тех пор, пока не будет решён вопрос с ценой билетов. За те деньги, которые нужно выложить, чтобы долететь до Приморья, можно съездить на автобусе из Москвы во Францию…

- Мы, занимаясь приёмом иностранных туристов, сталкиваемся с тем, что во Владивостоке ограниченное количество мест показа, - поделилась Лариса Евдокимова, – тех, которые уже известны и которые интересуют самих туристов. Зачастую, готовясь к поездке, они что-то находят в Сети и уже имеют список мест посещения, увы, не слишком длинный. Как правило, желания ограничиваются обзорной экскурсией по городу, несколькими музеями, в том числе Владивостокской крепостью, лодкой С-56. Иногда просят организовать экскурсию на катере по акватории Золотого Рога и Амурского залива, показать Русский остров.

- Большая проблема, - говорит Ирина Кушнарева, - низкая транспортная доступность Владивостока: ограничение пропускной способности транспортных переходов, высокая стоимость портовых сборов для иностранных судов, неспособность аэропорта обеспечить приём чартерных рейсов. Мировая практика – чартеры из близлежащих стран выполняются ночью, днём – внутренние рейсы. Наш аэропорт ночью не действует. Таможня и пограничники работают с 9 утра.

Большая проблема - отсутствие для индивидуальных туристов регулярного недорогого и безопасного сообщения из аэропорта во Владивосток. Нет парковки для экскурсионных автобусов у объектов показа на экскурсионных маршрутах.

Жителей Приморья в зависимости от того, где они живут - на юге или на севере края, во Владивостоке интересуют разные виды туризма. Северян – море, пляжи, и в этом смысле мы проигрываем Находке – у них уже несколько лет существует система классификации пляжей. Южан интересует познавательный и развлекательный туризм. И вот тут я не могу согласиться с тем, что в городе нечего показывать. При нашем партнёрстве создан экскурсионно-информационный центр, разработано более 50 экскурсий по Владивостоку.

~~Немного цифр

По сообщению администрации Владивостока, в этом году для городских маршрутов будет закуплено 30 автобусов, в следующем – 35. Все они будут оборудованы подъёмниками для инвалидных кресел и специальными площадками. В проекте – приобретение нескольких судов на воздушной подушке. Период с 2006 по 2008 год – в то время, когда вопросами развития туризма во Владивостоке власть не занималась совсем – отмечен падением показателей приёма туристических групп: на 90 процентов – из Китая и на 50 – из Японии.~~

У индивидуальных туристов, приезжающих во Владивосток, возникают трудности, которые пока никак не решаются. Недавно была свидетелем сцены на Спортивной Гавани, когда к представителям ДПС обратились гости города с вопросом, как пройти к музею. Милиционеры не смогли ответить. Карт-схем Владивостока почти нет, указателей на домах часто тоже нет, в городском транспорте не объявляются остановки.

В Анапе, в Геленджике на набережной стоят не пивные киоски, а экскурсионные, в которых продаются горящие путёвки по краю, экскурсии…

- Согласна с вами, - добавила Лариса Евдокимова. - Объекты наши природные – лотосовые озёра, водопады и прочее – также могли бы заинтересовать иностранных туристов, но у них есть чёткие требования по уровню комфорта. Тем более что к нам приезжают пожилые иностранцы, для которых прогулка по дикой тайге просто неприемлема.

- Вопросы туристической привлекательности Владивостока очень актуальны, - сказал Вячеслав Кушнарёв. – И особенно в свете того, что последние шесть лет во Владивостоке работа в плане развития туристско-рекреационного комплекса практически не велась. Администрация города уделяет развитию туризма большое внимание, именно поэтому было создано наше управление. Для развития внутреннего туризма и, разумеется, внешнего есть все предпосылки. У нас очень красивый город, в котором многое можно показать, просто мы, жители, пригляделись и не замечаем, какая красота нас окружает…

Дачи, парусники и мосты – налетай смотреть!

Не последнее место в планах и перспективах развития отрасли уделяется саммиту АТЭС.

- Очень важная вещь – событийный туризм, - считает Ольга Сумарокова. - Вот недавно прошёл День ВМФ – в городе было много людей из близлежащих городов и посёлков. На него готовы приезжать иностранные туристы. Кинофестиваль проходит седьмой год, привлекает большое внимание. Биеннале визуальных искусств…


- Есть ресурсы у города в туристическом плане, которые пока используются слабо или не используются вообще, - горячо говорила Елена Девятова. – Владивосток единственный в мире город, имеющий два толл-шипа – «Палладу» и «Надежду». Недавно «Надежда» - при помощи городской администрации - один день стояла у причала морского вокзала. Народ на «Надежду», что называется, валом валил. Это значит, что ресурс парусников, как тот же ресурс Владивостокской крепости, железной дороги, которая ведёт через Азию в Европу, не используется. Как Эйфелева башня является символом Парижа, так символом Владивостока должны стать «Надежда» и «Паллада». Городу нужен причал, куда бы могли поставить два этих великолепных судна. Пока же один парусник поставили у причальной стенки Первомайского судоремонтного завода, куда вообще не пройти, второй – на внешний рейд, стоит – украшает пейзаж Амурского залива… И городская администрация взяла верный курс, когда увидела в парусниках потенциал. Арнольд Шварценеггер, став губернатором Калифорнии, самое серьёзное внимание уделил проведению в Сан-Франциско фестиваля толл-шипов, понимая, какое число туристов это привлекает…

- Кроме того, во Владивостоке нет ни одного круизного судна, - поддержала Елену Ирина Кушнарева. - Мы ищем теперь, где можно взять такое судно во фрахт. Ведь был интересный маршрут «По морям и землям Дальнего Востока», который привлекал туристов со всего бывшего СССР. Был круиз «Из зимы в лето», который тоже пользовался огромной популярностью.

- За город иностранцы выезжают не так часто, но многих интересует такая вещь, как дача, - добавила Елена Евдокимова. - Многие выражают желание провести несколько дней, как русский дачник: пожить в семье, даже какие-то огородные работы попробовать. Здесь мы сталкиваемся с небольшим количеством предложений, приходится работать с частным сектором. Жаль, что нет комплекса, например, нескольких домиков и сада, который как раз предоставлял бы такие услуги. Это было бы очень востребовано.

- Сквер у Дома офицеров флота идеально приспособлен для того, чтобы развивать пеший туризм – он находится невысоко, рядом 16 объектов пешего туризма, включая дом Ощепкова, - говорит Светлана Руснак. - Очень много возможностей сделать пешеходные экскурсии для пожилых людей, для ребят-инвалидов. Мы сделали проект на модернизацию пространства возле музея, предлагаем администрации города включить в план этой модернизации и сквер, и близлежащие территории – к 150-летию города.

- Было бы правильно освоить надрегиональный маркетинг, - продолжила Ирина Кушнарева. - Сесть за стол переговоров администрациям Находки, Арсеньева, Уссурийска, Владивостока и сделать межгородское соглашение о развитии туризма, особенно социального – для детей, пенсионеров, инвалидов… В 132-м законе есть даже механизм дотирования такого туризма.

Хорошо, что администрация города заинтересовалась и эти проблемы начали решать.

Большие надежды связывают участники «круглого стола» со строительством объектов к саммиту АТЭС. Собственно, они уже сегодня включены в обзорные экскурсии как показ будущего столицы Приморья.

- Владивосток давно готов стать центром краевого туризма, - подвёл итог «круглого стола» Вячеслав Кушнарёв. - К нашему городу сегодня огромное внимание, причём не только со стороны федеральных властей, но и зарубежных партнёров. В ближайшие годы в городе пройдёт несколько важных форумов, в том числе форум организаций по развитию туризма в странах АТР. Одна из его целей – изучение перспектив Владивостока в сфере международного туризма.

Наболевшие проблемы нужно решать в комплексе. И «круглые столы» являются первыми шагами к пониманию между администрацией Владивостока и представителями турбизнеса. Подобные шаги к диалогу предыдущими главами города не предпринимались. Сейчас ведётся разработка муниципальной программы по развитию туризма. Правовое управление занимается проработкой вопросов в сфере законодательства в этой области.

На днях был подписан контракт с партнёрами из Кореи о строительстве во Владивостоке развлекательного комплекса семейного отдыха. Это будет уникальный комплекс, не имеющий аналогов до Сибири. Есть инвесторы, готовые вложить деньги в создание русской фольклорной деревни, она также будет интересна не только иностранцам, но и жителям края.

~~Кстати
«Круглый стол», посвящённый проблемам развития туризма во Владивостоке, прошёл также в администрации Владивостока – под председательством вице-мэра Александра Зубрицкого. Участие в работе «круглого стола» приняли в том числе руководители транспортных служб, милиции, структур ЖКХ. По итогам заседания будет создана рабочая комиссия.~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ