Владивосток в точке отрыва
Елена ЗЕЛЕНЦОВА, арт-директор агентства «Творческие индустрии», заместитель заведующего кафедрой территориального развития Академии народного хозяйства при правительстве РФ, во Владивосток приезжает не впервые. Но в этот раз она не ограничивалась общением
Елена ЗЕЛЕНЦОВА, арт-директор агентства «Творческие индустрии», заместитель заведующего кафедрой территориального развития Академии народного хозяйства при правительстве РФ, во Владивосток приезжает не впервые. Но в этот раз она не ограничивалась общением с людьми творческими, а выступала на Тихоокеанском экономическом конгрессе с докладом «Креативная индустрия и креативная экономика: возможности и вызовы для российских городов».
– Сегодня важно делать ставку на интеллектуальные и творческие ресурсы, – говорит Елена Валентиновна. – Важной частью этой концепции является творческий бизнес – реклама, архитектурное проектирование, кино, ремёсла, галерейное дело, исполнительские и музыкальные искусства.
Эти идеи, как мне кажется, могут сыграть важную роль в развитии Владивостока, где идёт большое капитальное строительство к саммиту АТЭС, но при этом в подготовку к форуму и вообще в программы развития города не включён культурный и интеллектуальный потенциал города, с ним почти не работают вне рамок культурного ведомства.
Если мы вкладываем сегодня в творческих людей, например, в дизайнеров и художников, то завтра на выходе получим такие же творческие продукты, как сеть модельеров и дизайнеров в Милане, Лондоне, Париже. Подобные результаты возможны и с кино.
– Чему нужно учиться энтузиастам из творческой среды, чтобы их инициативы не умирали в зародыше и воспринимались бизнесом?
– В России при большом творческом потенциале очень часто воспроизводятся какие-то схемы и модели 10-20-летней давности. Они не могут быть восприняты деловыми людьми. Появился, например, Пермский музей современного искусства, который превосходит по посещаемости самые известные музеи, и среди посетителей 30 процентов – молодые люди. Получается, что учреждения культуры просто не предлагали актуальных, интересных, модных, если угодно, программ, в том числе для молодёжи.
Иногда творческие люди просто не умеют разговаривать с предпринимателями. Часто они говорят на языке ценностей, а бизнес – на языке целей.
– Нужно ли деятелям культуры бизнес-образование?
– Вы предвосхитили мою реплику. Я хотела рассказать, что в 70-80-е годы в культуре Европы произошла так называемая менеджерская революция. Был кризис промышленного производства, оно стало перемещаться в Азию, в Европе стало сокращаться финансирование культуры, и в этот момент на директорские посты в организации культуры стали приходить деловые люди – с иным образованием и иными подходами, и это был такой же шок, как у нас сейчас, потому что они переформатировали деятельность музеев, библиотек... Этот подход оказался чрезвычайно продуктивным.
– Уверена, что когда вы это говорите, тут же находятся оппоненты, которые восклицают: да ведь вы предлагаете выхолащивание культуры, подмену одного другим!
– Конечно. Я всегда отвечаю, что ценности не существуют в безвоздушном пространстве, их создают люди. И если мы хотим что-то удержать, недостаточно запереть их в сейф. Человеческие ценности сохраняются в трансляции, в передаче. Когда вы приводите на экскурсию детей в музей и водите вдоль картин, рассказывая что-то в дидактическом режиме, они только и думают, как от вас улизнуть, на самом деле вы ничего им не передаёте...
Россия всегда была богата не только наследием, но и творческим потенциалом, культурой. И настала пора капитализировать наши творческие порывы не просто для собственного блага, но и для блага города и территорий. У Владивостока в этом смысле возможности обширные, более того – сделано много заметных вещей. Например, то, что в течение десяти лет проходит биенналле визуальных искусств.
Другой пример – кинофестиваль. Вне сомнения, это важное начинание, особенно если учесть, что это единственный в мире кинофестиваль, посвящённый кино Азиатско-Тихоокеанского региона. И тут нельзя не вспомнить, что точка глобального экономического роста переносится в Азию.
Кроме того, система фортов и вообще вся Владивостокская крепость – не просто уникальное наследие и памятник федерального значения, это ресурс, который используется пока очень слабо.
Интересно работают у вас молодые дизайнеры и модельеры в сообществе «Чердак forever». Да, оно небольшое, но выставляется в разных городах России, сотрудничает с зарубежными коллегами, в своих коллекциях обращается к тому, что отличает Владивосток от всех других мест на земле и в этом смысле через свои изделия несёт лицо Приморья и Владивостока всему миру.
Есть интересные идеи в галерее «Арка», есть полезный опыт у местной филармонии, есть музей современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» с его любопытной коллекцией – список получается внушительный.
Мне представляется, что Владивосток сейчас находится в очень сложной точке. Точке отрыва. Есть такое понятие в лётном деле: когда самолёт взлетает и пилот должен принять решение – летим или прерываем разгон по тем или иным причинам. Будут ли предприняты шаги к тому, чтобы Владивосток достойно стоял в ряду таких городов, как Токио, Шанхай, Сингапур, чтобы стал точкой роста? Сейчас к городу привлечено огромное внимание, сейчас в него вкладываются большие деньги, в нём готовятся заметные события, и чем дальше, тем больше многие будут смотреть в его сторону. Останется ли саммит АТЭС просто строительством очень нужного городу моста и ряда зданий на Русском или он станет стартом создания нового смысла жизни для Владивостока – вот это большой и болезненный вопрос для города.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ