Александр Ширвиндт отмечает 75-летие

Если вы забыли фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (во что, конечно, трудно поверить) – мы вам напомним: в Ленинград должен был лететь Павлик. Тот самый, который, по признанию ени Лукашина, ещё в школе отбил у него любимую девушку. И глядя на этог

18 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2564 от 18 июль 2009
958eb00c426aa6b469a12e6555968a3a.jpg


Если вы забыли фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (во что, конечно, трудно поверить)
– мы вам напомним: в Ленинград должен был лететь Павлик. Тот самый, который, по признанию ени Лукашина, ещё в школе отбил у него любимую девушку. И глядя на этого Павлика – ироничного, холёного красавца мужчину, как-то сразу веришь: этот мог!

В фильме ирония судьбы (а может быть, высшая справедливость) заключалась именно в том, что вместо Павлика, который должен был лететь к своей жене (к той самой, которую отбил у друга), полетел Женя. И нашёл там свою судьбу, свою любовь. Но настоящая ирония судьбы заключается в том, что исполнитель роли Павлика Александр Ширвиндт в своё время (задолго до съёмок) тоже отбил девушку у своего лучшего друга.

- Так вышло, что с его женой Наташенькой я познакомился раньше, чем он, - рассказывает лучший друг Ширвиндта Михаил Державин. - В детстве я с дочками народного артиста Журавлёва Машей и Наташей приезжал к ним на дачу под Новый Иерусалим. Дачный посёлок назывался НИЛ: «Наука, искусство, литература». Там у родителей Наташеньки была дача. И в НИЛ же приходил и Саша Ширвиндт. Он был на два года старше меня - спортсмен, великолепно играл в волейбол – в общем, весь из себя красавец и атлет. Он, кстати, и фехтовальщик тоже великолепный – позже в театральном училище преподавал фехтование. Мы сначала дружили втроём, а потом, когда создали семьи, дружили семьями…

Здесь необходимо уточнение: они дружили-дружили, а потом «друг Наташка» стала Сашиной женой, а Мише пришлось искать другую подругу. Но Ширвиндт не остался в долгу: он помог своему другу Державину обрести подругу жизни - в лице известной певицы Роксаны Бабаян. Устроив перед этим дружеское застолье (почти как Павлик в «Иронии судьбы»). Михаил Михайлович вспоминает, как это было:

- Александр Анатольевич собрал у себя большую компанию – пригласил Андрея Миронова, Зиновия Гердта, Эльдара Рязанова, Марка Захарова… И пришли мы с Роксаной. Они общались, веселились, а сами наблюдали за Роксаной: как выглядит, что говорит, как себя ведёт... И когда мы с ней уходили, Александр Анатольевич наклонился ко мне и тихо, но твёрдо сказал: «Надо брать!».

Дела семейные

Несмотря на амплуа плейбоя и сердцееда (не зря же именно ему доверили когда-то главную роль в фильме «Бабник»), Александр Ширвиндт со своей женой Натальей Николаевной – по профессии архитектором, а по происхождению столбовой дворянкой – более полувека живут душа в душу.

- Самое главное, чтобы жена была душечка, - говорит Александр Ширвиндт. – Властная женщина будет только мешать мужу. Моя жена никогда особо не интересовалась моей работой, наверное, поэтому мы так долго вместе…

Сын Михаил в детстве доставлял родителям немало хлопот.

- Я был двоечником, и родители у меня постоянно проверяли уроки, - рассказывает Михаил. – Особенно сложно у меня было с физикой и геометрией. Но мама-то разбирается в этих предметах - она архитектор. А папа… В общем, в какой-то момент я понял: главное, говорить складно. Любую белиберду, но без запинки. Отец очень тонко чувствует фальшь, и, если начинаешь выкручиваться, что-то придумывать, проскочить не удастся. А если искренне несёшь ахинею, он кивает с умным видом: «Молодец, чувствуется, знаешь предмет!». Зато сейчас он меня считает экспертом по части телевидения. Всегда прислушивается к моим советам: в каких телепроектах участвовать, а в каких - нет.

Михаил Ширвиндт - известный тележурналист: вёл одно время «Дог-шоу» на НТВ, а сейчас возглавляет телекомпанию «Живые новости». А его папа, покончив с воспитанием сына, теперь воспитывает внуков. Хотя утверждает, что это они его воспитывают:

- Внуки более современны и учат меня жить: что покупать, куда ездить, как питаться, как говорить. И даже – как играть…

Они не пошли по стопам деда. «Обошлось», - говорит с иронией Александр Анатольевич. Внук Андрей окончил юридический, сейчас преподаёт в МГУ, внучка Александра стала искусствоведом.

Впрочем, и сам Александр «по стопам» не пошёл. Отец будущего актёра Анатолий Густавович играл на скрипке в оркестре Большого театра. И хотел, чтобы его Шурик тоже стал скрипачом. Пять лет сын скрепя сердце учился играть на скрипке и был в конце концов отчислен в связи с отсутствием способностей к музыке. Впрочем, и в обычной школе дела у него шли не очень блестяще. Но потом он всё наверстал: с отличием окончил Щукинское училище.

Шапка сына и пьяный чай

Сниматься в кино Ширвиндт начал, ещё будучи студентом. Кинорежиссёры часто использовали красивую внешность Александра Ширвиндта. Он и дебютировал в кино в роли сердцееда – молодого певца Ухова в фильме «Она вас любит» (он вышел на экраны в 1956 году). Потом были роли в картинах «Приходите завтра», «Ещё раз про любовь»…

Но самую большую славу ему принесла небольшая роль в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

- Кстати, в сцене, где Александр Анатольевич идёт с шампанским к Лукашину, на нём моя шапка, - рассказал нам сын актёра Михаил. – Я много раз просил отца взять меня на съёмочную площадку, но он всё время отказывался. А здесь повезло: сцену снимали рядом с моей школой в Черёмушках, и я пришёл посмотреть. Отец был без шапки – на самом деле была совсем не зима, и снег нарезали из бумажек. Но Рязанов сказал, что надо бы надеть шапку. А у меня как раз была подходящая – меховая ушанка. Так она попала в этот фильм. «Иронию судьбы» я, как и многие россияне, смотрю с удовольствием много лет. А отец, кстати, не смотрит. Он вообще по телевизору смотрит только спортивные передачи.

В картине «Трое в лодке, не считая собаки» - о приключениях трёх друзей во время речного путешествия - собрался поистине звёздный состав: Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Андрей Миронов. Три друга, три остряка, три блистательных актёра. Не обошлось и без настоящих приключений.

- Было прохладно во время съёмок, - вспоминает Михаил Державин. – Мы мёрзли, хотели согреться. А как? Как водится, спиртным. Но на глазах у группы, у режиссёра Наума Бирмана пить спиртное, конечно, нельзя было. Но мы всё-таки нашли выход: попросили водолазов, которые страховали нас в воде и периодически менялись, незаметно передать нам горячительное. Водку наливали в медный чайник, и мы тихонечко её пили – как чай…

Театральный роман

После окончания Щукинского училища Ширвиндт и Державин попали в театр имени Ленинского комсомола.

- Тогда была популярна тема стиляг, - вспоминает Михаил Державин. - Известный советский фельетонист Семён Нариньяни написал про стиляг пьесу, и по ней поставили спектакль «Опасный возраст», где мы были заняты. Я играл исправляющегося комсомольца – такого не очень заметного блондинчика, а Шура – красавца бунтаря. Он тогда был необыкновенно хорош и подходил изумительно – как с обложки журнала – на роль стиляги: красивый, большеглазый, элегантный… Потом, когда в театр Ленинского комсомола пришёл Анатолий Васильевич Эфрос, он как-то сообразил, что Ширвиндт может играть героя-любовника не хуже, чем Марчелло Мастроянни. И Александр Анатольевич стал получать главные роли в таких спектаклях, как «Снимается кино», «104 страницы про любовь»…

Однако долго в Ленкоме Ширвиндт не задержался.

- Кому-то из управления культуры пришло в голову, что репертуар, который строит Эфрос, не соответствует названию «Театр имени Ленинского комсомола», - говорит Державин. – Анатолию Васильевичу предложили перейти в другой театр, прихватив с собой любимых артистов. И больше десяти человек, в том числе Шура и я, перешли с Эфросом в театр на Малой Бронной. А потом ведущий актёр театра сатиры Андрей Миронов переманил туда меня, а два года спустя, в 1970 году, мы с ним переманили и Ширвиндта.

И вот почти сорок лет Александр Ширвиндт служит в театре сатиры. И почти десять лет возглавляет его.

- Роль художественного руководителя - самая трудная для Александра Анатольевича, - говорит Михаил Державин. - Ему нелегко даётся этот властный образ - он ведь в жизни добрейший человек! Он и до того, как стать руководителем, постоянно кому-то чем-то помогал. А сейчас делает столько незаметной для коллектива работы: выбивает для артистов квартиры, путёвки в санаторий, помогает оплатить лечение… И каждый раз стесняется показать, что сделал кому-то что-то полезное. Скромнейший человек!

Театр сатиры в этом году тоже юбиляр: он отмечает 85-летие. И все мысли художественного руководителя Александра Ширвиндта заняты не собственным юбилеем, а театральным.

- Мы готовим обозрение для зрителей «Триумф на Триумфальной», - рассказал нам Александр Анатольевич. – Это будет своеобразное путешествие по музыкальной биографии театра. Ведь у нас в театре работали знаменитые композиторы: Исаак Дунаевский, Вано Мурадели, Родион Щедрин!

А главная премьера этого сезона в Театре сатиры – спектакль «Мольер», где Александр Ширвиндт играет главную роль.