Последний путь субмарин
Сразу два важных события произошло в минувшую пятницу на Дальневосточном заводе «Звезда». В этот день на ходовые испытания отправилась атомная подводная лодка «Нерпа». Если бы не случившиеся на ней трагические события, то суперсовременной красавицей субма
Сразу два важных события произошло в минувшую пятницу на Дальневосточном заводе «Звезда». В этот день на ходовые испытания отправилась атомная подводная лодка «Нерпа». Если бы не случившиеся на ней трагические события, то суперсовременной красавицей субмариной можно было бы гордиться. Покидая акваторию Большого Камня, она прошла недалеко от вставшего утром на рейде голландского судна «Трансшельф» (для него требуются большие глубины) с двумя старенькими атомоходами на борту – их доставили с Камчатки на утилизацию. Вот так символично сошлись вчерашний и завтрашний дни атомного флота.
Работники «Звезды», наблюдавшие эту картину, признались, что всё-таки больше любят производить ремонт на подлодках и возвращать их в строй. Но и утилизацию считают очень важным и ответственным делом. Ведь субмарины, даже выведенные из боевого состава флота, несут в себе потенциально опасную «начинку». И только дойдя до логического конца, когда отправлены на безопасное хранение реакторный отсек и твёрдые радиоактивные отходы, переработаны жидкие радиоактивные отходы, разделан на металлолом корпус, они перестают представлять угрозу для экологии побережья.
По пути на утилизацию несколько атомных подводных лодок с невыгруженным ядерным топливом затонули в разных морях мира. Для предотвращения такой экологической катастрофы в нашем регионе было принято решение требующие разделки лодки транспортировать с Камчатки в Приморье с помощью судна большой грузоподъёмности.
Уникальная операцияЖурналистам не удалось высадиться с экскурсионной шхуны на «Трансшельф» из-за высоких волн. Но и с моря мы стали свидетелями того, как сразу же после прибытия грузового судна на нём началось раскрепление подводных лодок.
Упоры были уже не нужны, потому что на следующий день предстояла доставка атомоходов с помощью буксиров к заводской стенке. Краны для снятия груза с палубы не требуются (да и где найдёшь такие?). «Трансшельф» – судно полупогружаемое и с использованием балласта может «тонуть». Вот тогда-то подлодки и сходят на воду.
Чаще всего судно грузоподъёмностью 36 тысяч тонн бывает занято на перевозке буровых установок, модулей для нефтяных месторождений, плавучих электростанций. Операция по транспортировке подводных лодок была отработана в 2006 году на маршруте Мурманск – Северодвинск. Но тогда доставлялось по одной лодке. А чтобы сразу две – такого опыта не было нигде в мире, да и вряд ли ещё будет. К тому же проделанный путь оказался особенно длинным, и занял пять дней. Так что этот уникальный пример можно заносить в книгу рекордов.
Интересно, что когда-то «Трансшельф» строился в Финляндии по заказу СССР, но был продан в Голландию. Тем не менее среди членов экипажа много наших соотечественников. Например, капитан Валерий Белоногов ходит на нём уже более 20 лет с момента спуска на воду. Валерий Андреевич принял непосредственное участие в подготовке ответственного рейса.
– Операция успешно осуществилась благодаря совместным усилиям канадских партнёров, Тихоокеанского флота, нашего завода, экипажа «Трансшельфа», – рассказал генеральный директор завода «Звезда» Андрей Рассомахин. – Оказывали содействие также специалисты из Великобритании, для подготовки судна к перевозке необычного груза привлекался Находкинский судоремонтный завод.
То, что это была хорошая командная работа, которая тщательно и долго – почти полтора года – планировалась, подчеркнул и Майкл Уошер – представитель Министерства иностранных дел Канады, финансирующей проект. Он объяснил, что перевозка сразу двух лодок дала возможность не только снизить расходы по их транспортировке (стоимость операции – 6 миллионов долларов), но и уменьшить риск из-за ухудшения погодных условий. При перевозке субмарин по отдельности труднее было бы подгадать окно хорошей погоды.
На вопрос, почему всё-таки было принято решение доставить лодки на «Звезду», а не демонтировать их на Камчатке, где есть завод подобного профиля, г-н Уошер ответил так:
– Главной задачей при утилизации является формирование трёхотсечного блока с реакторным отсеком и двумя смежными, который направляется в пункт их хранения в приморской бухте Разбойник. И было бы нелогично и невыгодно разделывать лодки на Камчатке, а потом по частям переправлять сюда. К тому же выбранный путь безопаснее. Канада очень строго подходит к вопросам экологической безопасности, и этот довод оказался для неё решающим.
Начальник отдела ядерной и радиационной безопасности «Звезды» Виктор Белименко рассказал о том, как в ходе операции осуществляла контроль его служба:
– Наши специалисты выезжали на Камчатку для приёма подводных лодок от военных, провели совместно с флотом их радиационное обследование. Были разработаны мероприятия по радиационной безопасности в ходе транспортировки. Операция прошла в штатном режиме. Для подтверждения могу привести такой факт: уже на расстоянии одного метра от реакторных отсеков радиационный фон на «Трасшельфе» был на уровне естественного. Мониторинг радиационной обстановки осуществляли не только мы сами, но и независимые эксперты, в том числе специалист компании «Доквайс», которому принадлежит грузовое судно.
Теперь по одну сторонуГенеральный директор «Звезды» Андрей Рассомахин и старший руководитель проекта с канадской стороны Майкл Уошер – бывшие офицеры-подводники, служившие в годы «холодной войны» по разные стороны «фронта» (Уошер служил в Британском королевском флоте). Они могут подробно рассказать, какое количество кораблей с ядерными энергетическими установками было построено в годы противостояния и какая это огромная проблема – безопасно утилизировать их. Не случайно она стала мировой. В рамках международной программы «Глобальное партнёрство», созданной под эгидой Большой Восьмёрки, решать её России помогают несколько стран.
В 2010 году, как и планировалось российскими и международными программами разоружения и утилизации военной техники, должен в основном завершиться демонтаж списанных, но долгое время остававшихся в морских бухтах всё ещё небезопасных субмарин. Прибывшие на «Звезду» «Щуки» – из их числа и уже, судя по прозвучавшей на пресс-конференции информации, одни из последних.
Но чтобы не наступить на атомные «грабли» повторно и не допустить осложнения экологической обстановки из-за накопившихся после демонтажа лодок потенциально опасных материалов, нужно было решить ещё одну очень важную проблему – обеспечить вывоз со «Звезды» отработавшего ядерного топлива. Она остро стояла до последнего времени, поскольку требовалась модернизация железной дороги от Большого Камня до станции Смоляниново. Этот участок пути не отвечал необходимым техническим параметрам, и по нему нельзя было пустить тяжёлый спецэшелон. В результате временное хранилище отработавшего ядерного топлива на «Звезде» давно уже заполнено «под завязку».
В настоящее время при финансировании Канады реконструкция железнодорожного пути уже заканчивается. Заменены не только рельсы и шпалы, но и ветхие мосты. В первой половине августа ожидается сдача объекта в строй. И сразу же прибудет эшелон, который вывезет из Приморья накопившееся за несколько лет отработавшее ядерное топливо.
Саммиту АТЭС – чистое побережьеА вот что делать с двумя подводными лодками, потерпевшими аварии в 1985 году (одна из них произошла в бухте Чажма), по-прежнему до конца не ясно. ЧП были связаны с повреждением реакторов, произошёл большой выброс радиоактивности, поэтому ситуация остаётся тут сложной.
Но в любом случае судьба и этих АПЛ должна быть решена до 2012 года, когда во Владивостоке будет проводиться саммит АТЭС. Перед Росатомом поставлена такая задача.
– Современный саркофаг для захоронения обоих субмарин, как планировалось сначала, построить к этому сроку не удастся, – рассказал Андрей Рассомахин. – Но в любом случае потребуется сооружение специального радиационного укрытия, возможно, использование доков, которые подходят для этой цели. Специалисты оценят реальную радиационную обстановках на аварийных лодках, после чего будет определяться их дальнейшая судьба. Не исключено, что из неповреждённых реакторов будет выгружено отработавшее ядерное топливо и произведён демонтаж тех частей лодок, где радиационная обстановка позволяет выполнять работы. Сейчас совместно с Росатомом, военными, федеральным предприятием по обращению с радиоактивными отходами «ДальРАО» обсуждаются возможные варианты решения проблемы.
Автор: Надежда БРАЖИНА