Рабочая слободка
Следы старой Рабочей слободки во Владивостоке можно обнаружить и сегодня. Она начала строиться после окончания Русско-японской войны 1904-1905 годов, когда часть демобилизованных моряков решила осесть во Владивостоке. Матросская слободка к тому времени бы
Следы старой Рабочей слободки во Владивостоке можно обнаружить и сегодня. Она начала строиться после окончания Русско-японской войны 1904-1905 годов, когда часть демобилизованных моряков решила осесть во Владивостоке. Матросская слободка к тому времени была уже перенаселена, и вновь прибывшим пришлось обживать склоны сопки Буссе с другой стороны.
В 1906 году городская управа решила узаконить новый район, и местный землеустроитель Поротов замежевал с севера на юг десять улиц, получивших название Рабочих. А улицы, протянувшиеся на восток, были названы так: Камчатская, Тобольская, Центральная, Селенгинская, Зейская, Аргуньская, Ботаническая и Шилкинская. Там же образовались и переулки: Горный, Крайний и Короткий. Всего архитектор нарезал 84 участка под застройку общей площадью 350 квадратных саженей. Городские власти также проложили дорогу между Матросской и Рабочей слободками.
Отцы Владивостока не оставили без внимания и социальную инфраструктуру нового района. Центром слободки стал Работный дом, построенный в 1908 году. Здесь безработным помогали поды-скать работу, предоставляя на первое время бесплатное жильё. В трёх корпусах Работного дома могло одновременно проживать около 400 человек. При Работном доме находились небольшой детский сад и больница. Вскоре неподалёку, в доме Леонова, открылась ещё начальная школа.
Несмотря на это, жители Рабочей слободки испытывали немало неудобств. В дождь размывало плохонькие грунтовые дороги, а в сухую погоду мельчали колодцы, которых к тому же было явно недостаточно. Люди жаловались также на плохое освещение. По всей слободе насчитывалось всего восемь фонарей системы Люкс, которые находились только у Работного дома и школы.
Более сотни домовладельцев подписали петицию губернатору, в которой просили увеличить количество фонарей, отремонтировать дороги и вырыть новые колодцы. «В настоящее время в Рабочей слободке насчитывается 100 домов,- писала газета «Далёкая окраина» в октябре 1912 года. - Имеется школа, амбулатория, но до сих пор не устроено ни одной улицы, по которой можно было бы пройти или проехать без ущерба. Овраги, сопки, косогоры, рытвины встречаются на каждой улице, и, кроме того, все они покрыты таким множеством больших и малых камней, что в полном смысле нет такого места, где можно было бы ступить, не попавши на камень. В ненастную погоду все улицы покрываются непроходимой грязью. О каких-либо тротуарах нет и помина».
Власти на это отвечали, что фонари часто бьют или просто крадут, и обещали заняться благоустройством…
Рабочие районы в России всегда находились под пристальным вниманием социал-демократов, в этом отношении Рабочая слободка не стала исключением. Здесь всегда находили приют агитаторы и те, кто имел проблемы с властями.
Во время Гражданской войны здесь существовало немало явочных квартир, многие обитатели слободки симпатизировали большевикам. Хотя проживало и немало людей всякого разного толка. Так, именно в Рабочей слободке нашёл себе пристанище по приезде во Владивосток «отец русского футуризма» Давид Бурлюк. Летом 1919 года он с семьёй жил в небольшой заброшенной парикмахерской. 23 июля 1920 года Бурлюк широко отметил 25-летие своей творческой деятельности. Вообще он нередко устраивал здесь свои персональные выставки, посетителями которых были друзья-поэты, волею судьбы попавшие на далёкую восточную окраину России. Жаль, что сегодня уже не найти этого места.
Не так давно большой популярностью пользовались во Владивостоке фирменные рыбные магазины «Океан», впервые это название появилось именно в слободке, когда здесь в 1921 году открылся винокуренный завод товарищества «Океан». Он был рассчитан на 70 тысяч вёдер спирта в год. После окончания Гражданской войны завод переоборудовали и он стал выпускать рыбные и овощные консервы. В 1925 году к этому предприятию присоединили бывший пивоваренный завод «Ливония». Первым директором его стала Екатерина Прозоровская.
В 1927 году началась прокладка одноколейной трамвайной линии от Первой Речки до 3-й Рабочей. На эту работу было привлечено много горожан, неоднократно устраивались и субботники по строительству мостов в Голубиной пади (их было два), а также по засыпке оврагов. В октябре 1928 года строительство трамвайного пути было закончено.
В начале тридцатых годов район Рабочей слободы значительно расширился. Перемены коснулись и названия улиц. Ботаническая, например, стала носить имя Всеволода Сибирцева, а Центральный проспект – «Красного знамени».
Многоэтажные дома, заполнившие этот район сегодня, скрыли, к сожалению, все исторические достопримечательности Рабочей слободки, сохранив лишь названия некоторых старых улиц.
Автор: Амир Хисамутдинов