Личная жизнь электричек

ОАО «Экспресс Приморья» на рынке уже пятый год, и если раньше оно работало, как компания-оператор, то с 1 апреля этого года стало фирмой-перевозчиком, то есть взяло в аренду электропоезда (16 «зелёных» и два повышенной комфортности), заключило договор с ж

10 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2560 от 10 июль 2009
0c608902df444819c14e5e1a66197206.jpg

ОАО «Экспресс Приморья» на рынке уже пятый год, и если раньше оно работало, как компания-оператор, то с 1 апреля этого года стало фирмой-перевозчиком, то есть взяло в аренду электропоезда (16 «зелёных» и два повышенной комфортности), заключило договор с железной дорогой на пользование инфраструктурой, которая по-прежнему остаётся в собственности ОАО «РЖД». Да и пассажиры пригородных электричек за это время имели возможность испытать на себе все плюсы и минусы перемен, поэтому к перевозчику у них накопилась масса вопросов и предложений. Именно поэтому «В» провёл «Прямую линию». На вопросы читателей газеты отвечали генеральный директор ОАО «Экспресс Приморья» Анатолий Сенченко и его заместитель по пассажирским перевозкам Татьяна Поснова.

Как разгрузить воскресный поезд

– Татьяна Ильинична, я – дачник со стажем, но хочу обратиться, как председатель совета ветеранов «Дальзавода», с таким вопросом. Нам выписывают льготный билет выходного дня, по которому в неделю гарантировано четыре поездки. Можно ли сократить их число до двух, так как большинство использует именно столько, тогда бы мы и платили меньше?

– К нам поступает немало обращений по этому поводу, но компания не имеет полномочий самостоятельно вносить изменения в действующие правила перевозки пассажиров. В настоящее время появились изменения только по срокам месячных абонементных билетов, то есть с 1 июля введены абонементы с укороченным сроком действия – на 10 или 20 дней. Возможно, они станут хорошей альтернативой абонементу выходного дня.

– Хотелось бы через вас обратиться ко всем владельцам абонементных билетов выходного дня, – добавил Анатолий Георгиевич. – Зачастую льготники пользуются ими на протяжении всей недели, а не в указанные дни. Такие пассажиры считаются безбилетными.

– Ветераны итак стараются соблюдать дисциплину, но как быть, если пожилым людям приходится терпеть неудобства и добираться до своих садовых участков на электричке по субботам и воскресеньям стоя?

– Дополнительные предложения об изменении дней проезда по абонементному билету выходного дня уже направлены руководству ОАО «РЖД». Они рассматриваются, но пока мы не можем решить эту проблему.

– Здравствуйте, Анатолий Георгиевич, я – ветеран труда и полагаю, что таких льготников, которые пользуются билетами выходного дня, много. Во многих регионах страны, льгота для проезда реализуется в виде талонов (электронных карточек). Нельзя ли и нам последовать их примеру, и тогда любой сможет воспользоваться предоставленной услугой в удобное для него время?

– Возможно, у наших соседей реализацией подобных талонов занимается территориальный орган социальной защиты, а железная дорога таких проездных документов не выдаёт. Если вы не так часто ездите на электропоезде, то можно приобретать билет на разовую поездку «туда и обратно», это также удобно и экономно.

Вне расписания

– Это «Прямая линия»? Татьяна Ильинична, можно ли восстановить электричку, которая раньше отправлялась из Владивостока в 17.30 до Уссурийска, хотя бы по пятницам? Дело в том, что в конце недели просто невозможно добраться до Уссурийска и приходится раньше уходить с работы.

– Электропоезда «Владивосток – Уссурийск» в указанное время в этом году не будет. По данным мониторинга, его населённость далее станции Раздольное составляла всего 10 процентов, поэтому при составлении нового расписания мы учли пожелания большинства пассажиров и сделали удобным время прибытия и отправления.

– Здравствуйте! На протяжении 30 лет мы возвращались на электричке с платформы 9230 км в 22 часа, но сейчас нам приходится уезжать в 20.24, то есть на 1,5 часа раньше. Что это значит для дачника, думаю, не стоит объяснять. Когда восстановят нашу электричку? Если ущемляете бедных дачников, то снижайте хотя бы цену на билеты – в 100 рублей обходится поездка, притом, что стоишь на одной ноге в тамбуре.

– Опять речь идёт об уссурийской электричке № 6368, которая отправлялась из Владивостока в Уссурийск в 17.30. Она убыточна и в 2009 году ходить не будет. Что касается стоимости проезда, то цена билета в электропоезде ниже, чем в автобусе междугороднего сообщения. К примеру, билет от Владивостока до Уссурийска или того же Партизанска на электропоезде дешевле примерно на 30 процентов. К тому же железнодорожный транспорт даёт гарантию пассажирам, что при любой погоде поезд отправится по графику, и можно без труда рассчитать своё время.

– С введением нового расписания поезд «Кипарисово – Владивосток», который уходил в 18 часов, стал отправляться в 18-07 и в результате пассажиры, которые пересаживались на чуркинскую электричку на Моргородке, такую возможность потеряли. Можно ли всё вернуть?

– По многочисленным просьбам мы специально разделили пассажиропотоки: из Кипарисово на Мыс Чуркин электропоезд отправляется в 15.29, а в 17.02 – следует в город. Если пассажиры, следующие из Кипарисово, будут пересаживаться в чуркинскую электричку на станции Надеждинская, то она окажется переполненной.

Состояние ремонта

– Здравствуйте, Анатолий Георгиевич, это правда, что тоннель на Чуркин скоро закроют и все электрички будут ходить до станции 3-я Рабочая?

– Тоннель нуждается в капитальном ремонте, но в этом году средств на эти цели не предусмотрено, и пока расписание изменяться не будет.

– А что будет с платформой на 3-й Рабочей, которая находится в аварийной состоянии?

– Мы внимательно следим за состоянием платформ, и знаем, что здесь требуется ремонт. Решения по этому поводу будут приниматься совместно с балансодержателем.

– Вас беспокоит Светлана Васильевна. Кто ответит, когда прекратится отмена электричек?

– Отмены электропоездов вызваны необходимостью проведения ремонтов путей для обеспечения безопасности движения поездов и жизни пассажиров. Работы носят сезонный характер, то есть подобные отмены некоторых электропоездов будут продолжаться в течение всего лета. От имени компании приношу извинения за неудобства. Прошу вас при планировании поездок обращаться за информацией в билетные кассы, справочное бюро вокзала и по телефону «Горячей линии».

– А почему «Уссурочка» не останавливается на платформах 230 и 232 километров, а полупустая проносится мимо?

– Эта электричка относится к категории пассажирского поезда, и, соответственно, билеты продаются с учётом распределения мест. Она более высокой категории, чем обыкновенные электрички.

– Она пролетела как пуля, а мы мокли под дождём из-за отмен?

– Я не соглашусь с этим. Есть возможность воспользоваться Интернетом или позвонить по контактным телефонам, так как за 2-3 дня мы знаем об изменении в движении поездов и обязательно вас проинформируем. Понятно, что издержки будут, никуда нам от них не деться.

Вопрос рыбака

– Это Валерий Николаевич с Чуркина. Пожалуйста, восстановите утреннюю электричку с Чуркина, которая раньше отправлялась около 6 часов утра. Невозможно добраться в центр города, в том числе успеть на первый паром, отправляющийся на остров Русский

– Вы имеете в виду городскую электричку, которая раньше ходила по маршруту «Чуркин – Владивосток»?

– Нет, в сторону выезда из города. У нас с Чуркина нет ни одной ранней электрички. Я не один такой, и как рыбак, волнуюсь.

– Спасибо, мы записали ваше предложение. Но думаю, что до решения вопроса о заключении договора с администрацией Приморского края на организацию транспортного обслуживания населения края железнодорожным транспортом в пригородном сообщении мы не сможем увеличить количество рейсов, они могут быть только сокращены.

С комфортом или без

– Скажите, пожалуйста, раньше электропоезда «Уссурочка» и «Приморочка» считались поездами дальнего следования, а сейчас они перешли в разряд пригородных?

– Оба поезда повышенной комфортности находятся у нас в аренде. Формально они считаются поездами дальнего следования, но мы вышли с предложением перевести их в разряд пригородных. Пока экономические условия вынудили нас предпринять ряд мер: уменьшить количество вагонов сначала с 10 вагонов до 8, а с этой недели комфортные электрички будут состоять из 6 вагонов. В перспективе мы планируем перевести их в категорию скоростных пригородных электропоездов.

– А что такой перевод даст пассажиру?

– Правила проезда в пассажирских поездах дальнего следования и в пригородных электричках различны. Я думаю, что проезд будет стоить дешевле и мы сможем привлечь сюда льготников как федерального уровня, так и регионального, что сейчас непозволительно.

Почему в электропоездах торгуют всем чем угодно и ходят попрошайки? Какие меры безопасности пассажиров предпринимаются?

– Такая торговля осуществляется незаконно. Компания «Экспресс Приморья» разрешила её только в вагоне-баре поезда повышенной комфортности и не более того. Мы планируем оформить отношения с лицами, осуществляющими торговлю: заключить с ними договоры, проверить наличие санитарных книжек.

Нормативных документов, позволяющих нам бороться с бродяжками, нет. Справиться собственными силами без помощи сотрудников милиции не представляется возможным. Этот вопрос мы сейчас обсуждаем с нашим контрагентом – охранной фирмой. Пока у них иная задача – сопровождение контролёров-кассиров и обеспечение личной безопасности работников.

Цена вопроса

– Почему так дорого стоит проезд в электричке? Не проще ли средства на «борьбу с зайцами» направить на снижение стоимости проезда?

– Вопрос непростой. Мы отдаём себе отчёт, что работаем в социально значимой сфере бизнеса и оказываем услуги в пригородном железнодорожном сообщении. Сегодня компания продаёт услугу в три раза дешевле, чем она обходится, поэтому в 2009 году она сработает с отрицательным балансом порядка 500 млн рублей. Мы пытаемся этот вопрос урегулировать. Выход один – формирование заказа на перевозку пассажиров через механизм заключения договоров или контрактов на транспортные услуги с администрацией края. Многие субъекты РФ его уже решили и взяли на себя часть проблем пригородного комплекса. Такая работа проводится и у нас, а её базой служит соглашение, подписанное губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным и президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

В 2010 году «перекрёстное субсидирование» за счёт грузовых перевозок ОАО «РЖД» прекратится, то есть мы сейчас находимся в точке выбора и надеемся либо на систему краевого заказа, либо текущее положение сохранится с последующей деградацией пригородного пассажирского комплекса и, как следствие ростом тарифов без учёта динамики доходов населения.

А вот средств на борьбу с «зайцами» мы пока не тратим и не привлекаем сторонние организации для проверок по выявлению безбилетных пассажиров, а проводим своими силами. К примеру, работники отделов ОАО «Экспресс Приморья» несколько раз в месяц выходят на перронный контроль. Работа по борьбе с безбилетным проездом началась ещё в марте этого года. Из-за «зайцев» мы не видим реальной картины востребованности электропоездов: по статистическим данным, в часы пик поезда идут с населённостью только 40-60 процентов. Отсюда и оптимизация маршрутов и другие меры, которые вызывают нарекания пассажиров. Мы считаем, что безбилетный проезд – банальное воровство предоставляемых нами услуг.

– Будет ли в этом году повышение стоимости проезда в электропоездах, и если будет, то как скоро?

– Я думаю, что в сентябре этого года. (Последнее повышение цен за проезд было в августе 2008 года.) Мы не хотели бы перекладывать нагрузку на пассажира, который добросовестно рассчитывается за свой проезд, поэтому и стараемся найти диалог с властью.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА