Надбавка без добавки

На прошлой неделе премьер-министр России Владимир Путин устроил очередной разнос. На этот раз розничной торговле. По мнению главы правительства, торговая надбавка в сетях, доходящая до 50, 70, 100 процентов, слишком велика, что плохо, с одной стороны, для

9 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2559 от 9 июль 2009
2fe3473ad3550575f10181050ab96b8b.jpg

На прошлой неделе премьер-министр России Владимир Путин устроил очередной разнос. На этот раз розничной торговле. По мнению главы правительства, торговая надбавка в сетях, доходящая до 50, 70, 100 процентов, слишком велика, что плохо, с одной стороны, для российских производителей, которые испытывают трудности со сбытом, с другой – для потребителей, для которых поход в продуктовый магазин становится всё более накладным для семейного бюджета.

На розницу обратили внимание

После этого разного ранга чиновники заговорили о том, что торговой надбавке необходимо государственное регулирование. Мера жёсткая, необходимость и эффективность которой пока обсуждается.

Последние полгода и розничная торговля переживает не лучшие времена. Спрос есть, люди каждый день приходят в магазин за продуктами. При этом если у кого-то и сохранились прежние доходы, то у других они снизились, а повышение цен на продукты наблюдается каждый месяц, выросли тарифы на услуги ЖКХ, из-за этого в магазинах, супермаркетах значительно снизился средний кассовый чек. Люди стали покупать более дешёвые продукты, находить альтернативы прежним привычкам. Потому что привычки, хоть и вторая натура, но стали совсем не по карману.

Такого внимания к себе сфера розничной торговли уже давно не помнит.

– В более или менее благополучные времена развития бизнеса в России высказывалось мнение, что розничная торговля это и не бизнес вовсе, она не влияет на экономические процессы, так – купи-продай, – говорит председатель Лиги торговых предпринимателей Приморья Марина Шемилина. – Сейчас наступило другое время – кризисное. С одной стороны, меня радует, что все вдруг вспомнили, что торговля – это, оказывается, целая отрасль. Но с другой – огорчает, что вспомнили именно в таком контексте.

В России до сих пор не принят федеральный закон, который бы регулировал сферу торговли. Представители этого бизнеса сетуют, что нет отдельного ведомства, регулирующего деятельность, якобы торговля регулируется вкупе с другими отраслями – до недавнего времени в министерстве экономического развития и торговли, сейчас – в министерстве промышленности и торговли. То есть играет второстепенную роль.

– Последний законопроект, регулирующий отношения в сфере торговли, я, признаться, не читала намеренно, – говорит Марина Анатольевна. – Потому что на протяжении последних лет пяти, как только принимался очередной законопроект, мы собирались предпринимательским сообществом, бурно обсуждали его, направляли свои предложения. Потом эта работа куда-то испарялась, появлялся новый законопроект… В общем, сейчас мы решили, что будем работать по прежней схеме, когда проект пройдёт первое чтение в Госдуме.

Сколько сверху?

Сейчас процесс работы над законопроектом активизировался. Возможно, именно закон о торговле и будет регламентировать, на сколько её представители смогут увеличивать отпускную цену оптовика или производителя.

– Когда я посмотрела сюжет из столичного супермаркета, я была крайне удивлена, – рассказывает Марина Шемилина. – У меня самой продовольственный магазин, и за всё время, пока он работает, ни по одной группе товаров не было надбавки 70 процентов.

По её словам, средняя наценка в магазинах, особенно сейчас, во время кризиса, 25, максимум 30 процентов. А на продукты первой необходимости, на скоропортящиеся продукты и такой наценки нет.

– На моём предприятии на молочную и колбасную продукцию наценка всегда составляет 15 процентов, – говорит Марина Шемилина. – А что касается алкоголя, то я сомневаюсь, что у кого-то есть наценка ниже 30 процентов. В крупных торговых точках, я знаю, она доходит и до 50.

Своя правда у производителей, которые за последние годы накопили претензии к розничной торговле.

– Они у всех производителей одни и те же, – говорит заместитель генерального директора ОАО «Михайловский бройлер» Олег Мамаев. – Состоит она в том, что розничная накрутка, составляющая от 15 до 50 процентов, очень велика. Более того, мы как производители продукции не имеем никакого влияния на неё. Если производитель зарабатывает 5-10, в лучшие годы 15 процентов – это хорошо, то розничная точка, имея накрутку 40-50 процентов, зарабатывает куда больше. При этом, когда мы как производители начинаем снижать цены, реагировать на изменения на рынке, розничная сеть не ведёт себя таким же образом. Вот сейчас мы снизили цены на замороженную продукцию на разные ассортиментные позиции на 10-15 процентов, а розничные сети либо вообще не делают этого, либо снижают, но на меньший процент. Таким образом, производитель не имеет чёткого и понятного инструмента влияния на спрос. Даже когда он сам старается, меняет ценообразование, это не находит отклика в розничной сети.

Равнение на Запад

Российским торговцам в пример постоянно ставят зарубежных. Мол, за границей торговая надбавка не превышает 5 процентов, а в известной американской сети Walmart она вообще составляет 1-2 процента. С одной стороны, наша надбавка говорит о том, что российские торговцы привыкли к быстрому обороту, окупаемости вложенных средств. Если европейский или американский торговец готов 10-15 лет окупать, к примеру, вновь построенный магазин, то российский долго ждать не желает, хочет уложиться в несколько лет. С другой стороны, российские реалии бизнеса накладывают свой отпечаток…

– За границей другие кредиты, другие условия работы бизнеса, – говорит Марина Шемилина. – Наценка – это же не оторванное от других экономических показателей понятие. В России свои издержки, связанные с энерготарифами, стоимостью топлива, оплатой труда и так далее. К тому же весомую роль играет коррупционная составляющая, бесконечные проверки контролирующих органов.

– Розничная торговля наиболее эффективна, когда работает в крупной сети, – высказывает своё мнение Олег Мамаев. – Это общая логистика, склады, поставщики и так далее. Когда торговая наценка в рознице составляет 30-40 процентов и она с трудом позволяет покрыть расходы, это говорит о том, что розничная сеть работает неэффективно. Какими же должны быть затраты, если они не компенсируются такой высокой торговой наценкой? Значит, надо оптимизировать затраты…

Видимо, именно это сейчас и станет главной целью розничной торговли, когда рентабельность не повысишь, просто увеличив торговую надбавку.

– Утверждение о том, что необходимо утвердить законодательно потолок наценки как минимум, очень спорно, – считает Марина Шемилина. – Как одно из последствий может быть то, что мелкие магазины и сети откажутся от товара, который им невыгоден.

– В условиях кризиса наше государство в некоторой степени отказывается от рыночных принципов, покупая предприятия, проводя огосударствление, – считает генеральный директор Приморской овощной опытной станции, депутат Законодательного собрания Приморья Сергей Сидоренко. – Это вынужденная мера, необходимая и отечественным производителям, и людям. Регулирование торговой надбавки – мера правильная. Я давно ратовал за это. Сегодня в рознице надбавка очень высокая, поэтому регулирование надбавки дисциплинирует представителей розничной торговли. Конечно, мера эта должна быть временной, по мере выхода из кризиса мы вернёмся к здоровому ценообразованию на основах конкуренции.

Наверное, однозначно оценить меру по регулированию торговой надбавки нельзя. Действительно, на российском рынке есть зарвавшиеся торговцы, получающие сверхдоходы от своей деятельности, и было бы неплохо унять их аппетиты. А есть здравомыслящие предприниматели, ведущие прозрачный бизнес, продающие «социальные» товары с минимальной наценкой, выплачивающие нормальную зарплату, участвующие в общественной жизни. К сожалению, дифференцированный подход исключён, перед законом, как говорится, все равны. Так что, скорее всего, затянуть пояса придётся и зарвавшимся, и здравомыслящим…

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна