Пирог с молитвой.
29 июня исполнилось 97 лет Ольге ЕРШОВОЙ, старейшей представительнице владивостокского клуба «Харбин» (он был создан при музее имени Арсеньева в 1999 году).
29 июня исполнилось 97 лет Ольге ЕРШОВОЙ, старейшей представительнице владивостокского клуба «Харбин» (он был создан при музее имени Арсеньева в 1999 году).
Несмотря на свой почтенный возраст, Ольга Семёновна считается самой энергичной, любознательной, сердечной представительницей клуба, а также непревзойдённой кулинаркой. Её пирог с визигой, которым она нередко потчует владивостокских харбинцев, имеет особый вкус. Ведь готовит его хозяйка с молитвой.
Ольга Ершова прожила нелёгкую жизнь: была «раскулачена», жестоко голодала в первое время в Харбине (она приехала туда с семьёй в 1930). Ходила по домам: стирала, убирала, стряпала, пекла хлеб и пироги, разносила по лавкам. Потом ей посчастливилось устроиться на работу в первоклассную лечебницу, сначала санитарочкой, затем стала медсестрой (после окончания курсов в Мариинской общине). В эту клинику приезжала из Северной Кореи лечиться от тяжёлой болезни Маргарита Янковская, мама знаменитого нашего земляка Валерия Янковского.
Здесь Ольга Семёновна встретила своего будущего мужа – Никиту Ивановича Ершова. В Харбине появилась на свет их дочь Галина.
«Хуши» – медсестра по-китайски. Так звали Ольгу Ершову более 20 лет (она работала ещё в центральной больнице КВЖД). Удивительно, но факт: 10 лет назад, когда Ольга Семёновна ездила со своими друзьями в Харбин, она смогла разыскать китайского врача Джоу Вэя, с которым они работали вместе более полувека назад.
Встретились, обнялись, разговорились: он старался припомнить русские слова, она – китайские.
По возвращении на родину, в 1958 г., они с мужем осели во Владивостоке. Здесь к тому времени уже жила их дочь – она выехала с семьёй на два года раньше, в 1956-м, уже беременная, через месяц родила первенца Константина, потом появился на свет Евгений. Сейчас у Ольги Семёновны уже есть праправнучка– трёхлетняя Вика.
На первых порах всё складывалось непросто. Квартиру не дали, как было обещано, на работу по специальности не взяли (скорее всего, из-за «белобандитского» прошлого). Вместе с мужем устроились работать на завод железобетонных изделий (ЖБИ № 2): она кладовщиком, он – инструментальщиком. Но самое трудное, как вспоминает Ольга Семёновна, было даже не в этом. Они не могли видеть, как вокруг всё разворовывалось, растаскивалось. Привыкли работать честно, на совесть. По-другому не умели.
На вопрос, в чём секрет её долголетия и хорошего здоровья – у бывшей харбинки прекрасная память, по её рассказам можно не одну книгу написать, – Ольга Семёновна не задумываясь ответила: – «В труде. И в вере. Я из Харбина привезла две старинные иконы – Спасителя и Божией Матери. Каждое утро начинаю с молитвы. А ещё – желаю людям только добра. И не помню зла».
Рада, что вернулась на родину. Вы мне поверьте. Как бы хорошо русский ни жил в чужих краях – умереть хочет на родной земле.
Автор: Тамара Калиберова Николаевна